Госкомпания «Автодор» может быть лишена финансирования из-за срыва сроков строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), заявили в Счетной палате РФ. Кольцевая автодорога, которую изначально хотели построить к чемпионату мира по футболу 2018 года, заработает только в 2019 году, сообщил «Коммерсантъ». На данный момент идет строительство трех участков ЦКАД, по четвертому соглашение еще не подписано.
Проблема со строительством ЦКАД обсуждалась во вторник на итоговой коллегии Минтранса. Выступая на совещании, министр по делам открытого правительства Михаил Абызов заявил, что в 2018 году строительство ЦКАД не завершится. «Реализация проекта в сроки, установленные президентом, вызывает тревогу,— заявил он.— Нам надо мобилизовать наши ресурсы с тем, чтобы в ближайшие два года здесь работу усилить. Мы отстаем от графика, и очевидно, в сроки, которые были определены изначально президентом, мы здесь этот проект не успеем реализовать, в том числе по объективным причинам».
Счетная палата, в свою очередь, уже вынесла предписание «Автодору» (со сроком выполнения до 30 декабря текущего года) в связи со срывом сроков строительства третьего и четвертого участков ЦКАД, заявил аудитор СП Валерий Богомолов. «В случае невыполнения госкомпанией данного предписания коллегией Счетной палаты по согласованию с Госдумой может быть принято решение о приостановлении всех видов операций по ее счетам, то есть практически будет остановлено финансирование». Господин Богомолов также отметил, что «Автодор» не соблюдает сроков изъятия земельных участков под ЦКАД: на декабрь 2016 года было изъято 459 га, а это 46,4% от предусмотренного графиком объема.
Проблемы с реализацией проекта ЦКАД начались еще несколько лет назад, напоминает издание. Часть конкурсов несколько раз переносилась из-за отсутствия участников. Тендеры, которые удалось в итоге провести, заинтересовали Федеральную антимонопольную службу: ей не понравилось, что конкурсы выигрывают компании, предлагавшие максимальную цену. Счетная палата, в свою очередь, заявляла, что деньги, выделенные на дорогу, расходуются неэффективно. 17 июля 2016 года премьер Дмитрий Медведев объявил выговор главе «Автодора» Сергею Кельбаху за «ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». В январе текущего года Счетная палата представила новый отчет о проверке строительства ЦКАД, в котором говорилось, что «улучшений не выявлено»: оформление документов и, как следствие, само строительство затягиваются.
Когда проект ЦКАД только начинал реализовываться, на каждый лот приходили три-четыре компании, создавалась реальная конкуренция, рассказал «Коммерсанту» глава общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин. «Но потом экономическая ситуация изменилась, и теперь “Автодор” пытается договориться хоть с кем-нибудь об участии в конкурсе. При этом надо понимать, что необходимыми строительными мощностями в России обладают буквально четыре-пять компаний. В итоге желающих делать долгосрочные инвестиции в крупные проекты почти нет». Что касается чемпионата мира по футболу, то болельщиков будут перевозить в основном поездами и самолетами, а автомобильный транспорт, для которого предназначается ЦКАД, будет выполнять вспомогательную роль. «Москва стресс-тест в виде ЧМ-2018 переживет в любом случае»,— заверил представитель Минтранса.