Экспертный Совет при правительстве Российской Федерации забраковал представленную Минстроем «дорожную карту» по внедрению в строительную отрасль BIM-технологий. Соответствующее заключение рабочей группы, изучившей данный документ, направлено в адрес главы Открытого правительства Михаила Абызова. Текст заключения опубликовало на своём сайте Агентство новостей «Строительный бизнес».
Разработчиком «дорожной карты» является БИМ Ассоциация, созданная при поддержке Минстроя России и работающая под его покровительством, сообщает АНСБ. Однако качество документа, представленного в правительство, вызвало искреннее возмущение у экспертного сообщества. Чтобы остановить принятие непроработанного и однобокого плана, Экспертный совет вынужден был обратиться в Открытое правительство.
В своём заключении эксперты отмечают, что технологии информационного (цифрового) моделирования зданий и сооружений являются ключевыми в общей структуре цифровой экономики, т.к. позволяют существенно повысить эффективность строительного комплекса: сократить сроки изысканий, проектирования и строительства объектов; повысить прозрачность ценообразования и снизить стоимость строительства; оптимизировать стоимость эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла зданий и сооружений; повысить производительность труда инженеров-изыскателей, проектировщиков, строителей и эксплуатирующих организаций объектов строительства;
обеспечить возможность получения инвесторами и заказчиками объективной информации об объекте на каждом этапе жизненного цикла. Все названные эффекты должны положительно повлиять на развитие конкуренции, повысить производительность труда и снизить уровень издержек в строительной отрасли.
Однако представленная на рассмотрение версия плана мероприятий по внедрению в отрасль упомянутых технологий «по своему содержанию и ожидаемым результатам не в полной мере соответствует указанным выше целям и задачам». Акцент в ней смещён в пользу вспомогательных (обеспечивающих) мероприятий, связанных с вопросами ценообразования и сметного нормирования, распределения полномочий органов исполнительной власти и т.д. (пункты 1-10 плана), которые только косвенно могут способствовать внедрению технологий информационного моделирования в строительство. При этом мероприятия, отражающие сущностную сторону вопроса (п. 10-13 плана) требуют существенного дополнения.
Далее эксперты излагают «упущенные» предложенным планом аспекты:
- Необходимо на законодательном уровне закрепить механизмы организации и проведения конкурсов в целях обеспечения поэтапного перехода к применению технологий информационного моделирования при исполнении государственного заказа на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства.
- Недостаточно разработать один стандарт в области информационного моделирования при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства. Опыт зарубежных стран показывает, что в рамках внедрения информационных технологий в строительную отрасль требуется разработка целой структуры стандартов, а потому нужно предусмотреть комплексную программу стандартизации в области информационного моделирования строительства.
- В плане полностью отсутствуют мероприятия, связанные с актуализацией образовательных стандартов и подготовкой специалистов инженерно-строительных специальностей, разработкой и утверждением терминологической базы (в т.ч. понятия «информационная модель здания»), контрактными вопросами и авторским правом в строительстве.
По мнению экспертов, доработки требует и логическая структура документа, которая должна выглядеть так:
- Целеполагание и концепция внедрения информационных технологий в строительстве. В данном разделе должна быть отражена основная цель Плана внедрения информационных технологий в сфере строительства – обеспечение к 2019 году подготовки нормативной базы и программно-технологической платформы в рамках реализации проектов по государственному заказу с использованием технологий информационного моделирования при выполнении инженерных изысканий, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства. Мероприятия Плана должны быть увязаны со Стратегией развития цифровой экономики и Стратегией инновационного развития строительной отрасли.
- Обеспечивающие (подготовительные) мероприятия. В данный раздел необходимо включить такие аспекты, как создание условий для применения технологий информационного моделирования для оценки стоимости капитального объекта с учетом его полного жизненного цикла, в том числе, регулирование вопросов ценообразования в эксплуатации объектов капитального строительства в соответствии с п. 1-10 текущей версии Плана, с учетом замечаний, направленных федеральными органами исполнительной власти.
- Основные мероприятия. В данный раздел целесообразно включить такие аспекты, как создание правовой и нормативно-технической базы использования технологий информационного моделирования в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, формирование соответствующей инфраструктуры и подготовка кадрового потенциала. Также, в рамках предложений экспертов, предлагается предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на обеспечение перехода на обязательное применение технологий информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации строительных объектов, создаваемых за счёт средств бюджетов всех уровней.
- Ожидаемые результаты. В качестве контрольных показателей успешной реализации Плана предлагается использовать качественные и количественные показатели, сформированные в рамках Стратегии развития цифровой экономики. Ключевыми показателями реализации Плана должны стать снижение затрат на строительство и эксплуатацию объектов с использованием технологий информационного моделирования, а также доля проектов, реализованных с применением соответствующих технологий (как в рамках государственного заказа, так и с привлечением коммерческого финансирования).
В заключение своего обращения к министру Абызову, Экспертный совет просит учесть изложенную позицию при подготовке доклада правительству и выражает готовность принять активное участие в доработке «дорожной карты».