Минтруд предлагает дать возможность госзаказчикам не иметь дела с физлицами и организациями, уличенными в предложении отката: отказать можно будет всем, кто внесен в соответствующий реестр Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Проект антикоррупционных поправок к закону о контрактной системе опубликован Минтрудом на сайте regulation.gov.ru, сообщает сегодня газета «Коммерсант».
Подрядчиков, участвующих в госзакупках и попавших под ст. 19.28 КоАП РФ, может ждать пятилетний перерыв в работе по госзаказу. Попавшихся на откатах и коррупционных схемах на основании судебного решения будут вносить в реестр, а госзаказчикам разрешат требовать от потенциальных подрядчиков отсутствия их упоминания в этом реестре. Вести реестр участвовавших в откатных схемах будет ФАС. Данные, которые будут вноситься в него, включают в себя не только информацию о наименовании, ИНН и адресе юрлица, привлеченного к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, но и имена учредителей и руководителей попавшейся компании. В течение пяти лет с решения суда держатель реестра обязан будет предоставлять эту информацию публично и без взимания платы, а затем удалить ее. Внесение и несвоевременное удаление из реестра можно обжаловать в суде.
Ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) предполагает ответственность компаний за передачу должностным лицам и управленцам денег, ценностей или оказание им услуг в обмен на преференции. Санкции по статье — штраф в троекратном размере переданных средств (но не менее 1 млн руб.), для крупных нарушений (от 1 млн руб.) — в 30-кратном размере (но не менее 20 млн руб.), для особо крупных (от 20 млн руб.) — в 100-кратном размере нарушения.
В российской судебной практике ст. 19.28 КоАП РФ применяется редко — так, в Мосгорсуде за 2014 год оспаривалось лишь семь таких судебных решений. В целом по России с 1 января 2014 года по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ вынесено 165 решений судов общей юрисдикции, по ч. 2 — 11 решений, по ч. 3 вынесенных судебных решений нет. Впрочем, даже эта статистика позволяет оценить пятилетний объем реестра коррупционных компаний в 800-1000 наименований. Учитывая, что всего в госзаказе в РФ участвуют 50-70 тыс. предприятий, в реестр попадет 1-2% господрядчиков.
Юристы говорят, что ст. 291 УК РФ (дача взятки) у правоприменителей значительно популярнее ст. 19.28 КоАП РФ: первая предполагает уголовное наказание, а вторая — лишь административное. «Правоохранительная система делает упор на уголовном преследовании, больший приоритет отдается привлечению граждан за дачу взяток, чем привлечению юрлиц за предложение вознаграждения»,— говорит председатель МКА «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог. По его мнению, было бы рационально законодательно обязать следователей выявлять, в чьих интересах давались взятки, доказывать причинно-следственную связь и затем выделять материалы в отдельное производство с направлением их в соответствующие органы — тогда «число дел по ст. 19.28 увеличилось бы в разы и поправки к законодательству возымели бы больший эффект», считает господин Тонконог. Отметим, после запуска системы ущерб для компании-поставщика, ее менеджеров и бенефициаров от присуждения штрафа будет, видимо, даже больше, чем проблемы от осуждения кого-либо из ее представителей за взятки, что напрямую не разрушает бизнеса компании, участвующей в госзакупках.
«Сейчас суды выносят мало решений по соответствующей статье, — соглашается с экспертом ответственный секретарь комитета Госдумы по информационным системам Андрей Черногоров. — Чтобы этот список был более существенным, стоило бы вносить в него компании по предписанию ФАС». По его словам, аналогичный реестр — реестр недобросовестных поставщиков, который существует с 2007 года и обновляется по решению ФАС— постоянно пополняется новыми предприятиями и позволяет заказчикам в будущем не допускать их к торгам.