Если предложенный Минюстом законопроект «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» будет принят в первоначальной редакции, это приведёт к упадку системы российских третейских судов, заявили сегодня эксперты Союза третейских судов.
По мнению членов Союза, законопроект в предложенном варианте не поднимет авторитет третейских судов в России, а лишь сделает их зарегулированными и неповоротливыми структурами и лишит их самостоятельности из-за вводимого двойного контроля со стороны государственных судов и Минюста России (ст. 6 и ст. 39 Проекта).
Кроме того, эксперты полагают, что законопроект не снимет нагрузки с государственных судов, а лишь загрузит их еще больше делами, связанными с разрешением всех процедурных вопросов третейских судов (ст. 6 Проекта).
Общий вывод экспертов следующий: законопроект «не будет способствовать развитию третейского судопроизводства в России, а отбросит его на 12 лет назад в 2002 год, к моменту начала становления системы и изучения терминов, т.к. на 70% «новый» Закон является перефразированным действующим Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ», только статьи были переставлены местами, объединены или разъединены, а затем действующие уже 12 лет и ставшие общеизвестными понятия изложены новыми терминами, но со старым смыслом (к примеру, термин «Заявление» заменен на «Просьба», «Заключение эксперта» на «Доклад эксперта», ст. 21 ФЗ-102 перефразирована в ст. 22 Проекта и т.п.)».
Президент Союза третейских судов Алексей Кравцов направил в Минюст анализ проекта закона о третейских судах с предложением внести поправки в готовящуюся реформу.
Напомним, что в декабре 2013 года президент России Владимир Путин выступил с посланием Совету Федерации, на котором отметил необходимость реформирования третейского судопроизводства с целью повышения престижа третейских судов в стране. В связи с этим в начале текущего года Минюст представил на рассмотрение Госдумы законопроект «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Открытое обсуждение документа заканчивается 3-го марта.