В этом году из бюджета будет выделено на энергосбережение 7 млрд рублей — это 237 млн долларов. Миллиард будет потрачен на создание информационной системы. Остальные 6 млрд уйдут в регионы. На первый взгляд, средства немалые, по данным Всемирного банка частно-государственных инвестиций, нам нужно где-то около 320 млрд долларов, и они окупятся в течение 2-3 лет. Сегодня банки готовы вкладывать деньги в энергосбережение, но нет механизма гарантированного возврата финансовых средств, пишет РБГ
Несмотря на то что в течение двух последних лет внесено большое количество поправок в действующие законодательные акты, принято около сорока документов по вопросам энергосбережения, последовательного плана действий до сих пор нет. Об этом с тревогой говорили участники "круглого стола", посвященного вопросам энергосбережения, который прошел в Общественной палате на прошлой неделе.
Генеральный директор Некоммерческого партнерства "Национальное агентство по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии" Николай Сафронов считает, что энергосбережение стало модной темой, но часто она сводится к вкручиванию новых лампочек. Региональные программы пишутся без должного анализа, и ждать от них отдачи бессмысленно. В то же время в регионах ждут средства из бюджета, чтобы начать их тратить, но на что, пока не ясно.
Есть и еще одна очень важная проблема — это кадры. Сегодня зарегистрировано тысячи энергосервисных компаний. Но кто там работает? Кому банкиры доверят свои деньги? Сегодня на всю Россию есть, может, 1000 специалистов в области энергосбережения.
Участники "круглого стола" обсудили вопросы, связанные с развитием эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, итоги введения норм энергосбережения и энергоэффективности, рассмотрели практические примеры реализации региональных программ энергосбережения. Было отмечено, что усугубляет ситуацию отсутствие специализированного уполномоченного органа, централизованно осуществляющего государственную политику энергосбережения. Разделение полномочий в этой сфере среди различных органов исполнительной власти существенно снижает эффективность управления процессом.
Закон, которому всего год, уже нуждается в поправках. Пятая глава дает полномочия государственным и муниципальным заказчикам заключать энергосервисные контракты, но в ней ничего не говорится о том, что надо предпринять, чтобы развивать рынок энергосервисных услуг. Контракт и условия его заключения вторичны, первично создание спроса на этот вид услуг. А спрос может появиться, когда будут устранены барьеры. К числу таких барьеров относятся: вопрос о гарантии собственности имущества энергосервисных компаний при расторжении договоров с управляющими компаниями; отсутствие механизма возврата инвестиций, отсутствие нормативной базы для поставщиков энергоресурсов; отсутствие практики госгарантий под кредиты.
Участники "круглого стола", которые одновременно являются участниками рынка, считают, что государственная политика энергосбережения может быть успешно реализована только тогда, когда процесс будет осуществляться централизованно специализированным уполномоченным органом, имеющим свои представительства в регионах.
при копировании и использовании материалов SROportal.ru интерактивная ссылка на источник обязательна