Создание специального фонда реновации, который должен стать куратором программы переселения москвичей из «хрущевок», может привести к монополизации строительного бизнеса в столице. К такому выводу пришел Совет при президенте России по кодификации, изучив предлагаемый мэрией Москвы законопроект о реновации жилья. Если новая структура получит, как и предполагается, ряд послаблений по привлечению средств инвесторов, включая дольщиков, то на рынке нарушится принцип формального равенства, предупреждают эксперты.
Своё консолидированное мнение относительно предлагаемых мэрией Москвы поправок к законодательству в части реновации жилищного фонда Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства изложил в заключении, которое направил в комитет Госдумы по транспорту и строительству. Большая часть замечаний касается создания фонда реновации, написал «Коммерсантъ».
В мэрии планируют, что фонд станет курировать реализацию проекта — от подбора площадок под строительство домов для переселенцев из хрущевок до работы с подрядчиками и девелоперами, у которых, возможно, будут выкупаться участки и часть готовых квартир. «Непонятен смысл создания юридического лица, которое… потенциально может стать одним из крупнейших застройщиков в столице, в… форме фонда, то есть некоммерческой организации, на имущество которой ее учредители, в том числе Москва, не приобретают никаких прав. При этом очевидно, что в этот фонд будут сделаны значительные вливания публичных средств (средств налогоплательщиков)»,— цитирует издание заключение совета, отмечая, что, по мнению его членов, фонд нужно создавать в форме акционерного общества исключительно с госучастием, поскольку эта структура, по сути, будет заниматься бизнесом.
Лоббируя идею фонда реновации, столичные власти приводят в пример опыт работы Федерального фонда по реформированию ЖКХ. Но если фонд реновации будет действовать как некоммерческая организация, то не сможет выступать застройщиком, считают члены совета. Его полномочия позволят только аккумулировать деньги из бюджета и контролировать их расходование. Однако строительство — один из пунктов в уставной деятельности фонда, то есть, по сути, фонд становится крупнейшим девелопером с административным ресурсом.
Если фонд в произвольном порядке станет выбирать подрядчиков и не будет проводить официальные тендеры на строительство, это нарушит рыночное равенство и приведёт к монополизации рынка, отмечают эксперты. Но больше всего возражений у них вызвает тот факт, что фонд при привлечении средств инвесторов, в том числе и дольщиков, получает некоторые послабления. Как указывают члены совета, предлагаемые для фонда преференции освобождают его от ряда затрат и издержек, которые в силу закона несут все застройщики. Например, его предлагается освободить от выплат в компенсационный фонд, предусмотренный 214-ФЗ. «Непонятно, чем вызвано данное преимущество… Есть основания полагать, что имеет место нарушение принципа формального равенства»,— говорится в заключении совета.