Госдума приняла во втором чтении законопроект об особенностях формирования компенсационного фонда долевого строительства, передаёт РИА «Новости». Судя по всему, депутатам был предложен вариант поправок, доработанный в Комитете по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Согласно поправкам, принятым во втором чтении, компенсационный фонд дольщиков создается в форме публично-правовой компании путем преобразования существующей некоммерческой правительственной организации. Как пояснял глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, публично-правовая компания будет создана в течение трех месяцев после принятия закона, к ней будут устанавливаться все стандартные требования, в частности, требования к раскрытию информации, аудиту отчетности, требования к системе внутреннего контроля, к распределению полномочий органов управления и порядку совершения сделок.
Компенсационный фонд дольщиков также будет заниматься аккредитацией арбитражных управляющих, осуществляющих конкурсное (внешнее) управление в деле о банкротстве застройщиков. По мнению Николаева, такая новая норма может обеспечить правильный, профессиональный подход к рассмотрению дел о банкротстве.
При этом из законопроекта во втором чтении исключили положение, позволявшее во внесудебном порядке приостанавливать деятельность застройщика по привлечению средств участников долевого строительства. По мнению Николаева, это положение наделило бы контролирующий орган неограниченным административным влиянием на бизнес.
Инвестирование и управление
В первом чтении законопроекта условия и порядок использования средств фонда, правила их размещения и инвестирования, порядок управления фондом устанавливались правительством РФ. В целом, данная концепция сохраняется и во втором чтении.
Но Николаев обратил внимание на то, что поправками во втором чтении устанавливается исчерпывающий перечень активов, в которые могут инвестироваться свободные средства фонда. Кроме того, поправками предусматривается включение представителей российского парламента в органы управления фонда (по одному представителю от каждой палаты).
Взнос 1,2%
В первом чтении законопроекта размер взносов застройщиков в компенсационный фонд предлагалось рассчитывать по методике правительства на основе цены каждого договора с дольщиком. Методика должны была предусматривать величину базовой ставки, которая увеличивалась в зависимости от способности застройщика исполнять принятые на себя обязательства.
Во втором чтении законопроекта поправками устанавливается единая ставка – 1,2% от цены каждого договора с дольщиком. Поправками уточняется, что величина взноса может изменяться на основании федерального закона не чаще одного раза в год с учетом актуарного оценивания деятельности фонда. Взносы должны быть внесены на номинальный счет фонда не менее чем за три рабочих дня до даты представления документов на регистрацию договора. Также поправками прописываются условия и случаи возврата взноса застройщику.
Конкурсный отбор застройщиков
Поправки ко второму чтению также закрепляют нормы о конкурсном отборе застройщика, который претендует на получение средств компенсационного фонда для достройки проблемных объектов, а также контроль за использованием представленных средств.
Как пояснял Николаев, дольщики самостоятельно принимают решение получить возмещение или достроить проблемный объект за счет средств компенсационного фонда. При этом застройщик, претендующий на получение средств компенсационного фонда, должен соответствовать установленным правительством РФ нормативам финансовой устойчивости.
Поправки также уточняют изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)». Новые положения дополнительно определяют порядок банкротства застройщиков.
Строительный бизнес
Законопроект во втором чтении предусматривает изменения в законе о долевом строительстве. Так, жилищное строительство обосабливается от иных видов деятельности.
Предусматривается, что застройщик не вправе одновременно осуществлять строительство многоквартирных домов и других объектов недвижимости по нескольким разрешениям на строительство. Устанавливается принцип «одна компания — одно разрешение на строительство», пояснял глава профильного комитета Госдумы, отмечая, что крупная компания может создавать проектную компанию, которая будет заниматься одним строительным объектом.
Поправками вводится обязательное банковское сопровождение деятельности застройщика — он обязан открыть один банковский счет в одном уполномоченном банке, через который будут осуществляться все расчеты по ведению строительства.
Новой редакцией законопроекта также ужесточаются финансовые требования к застройщику. Размер его собственных средств должен составлять не менее чем 10% от планируемой стоимости проекта на протяжении всего срока строительства. Более того, на дату направления проектной декларации в уполномоченный орган минимальный остаток денежных средств на счете уполномоченного банка должен составлять 10% от проектной стоимости.
Закон о долевом строительстве дополняется статьей о требованиях к органам управления застройщика и его участникам.
Информационная система
Законопроектом в редакции второго чтения предлагается создать единую информационную систему жилищного строительства. Информация, содержащаяся в системе, будет размещаться в интернете на сайте единого института развития в жилищной сфере. По словам Николаева, данная система должна заработать с 1 января 2018 года.
Обманутые дольщики
В редакцию законопроекта во втором чтении не вошли положения, которые определяли бы процедуру в случаях уже состоявшегося на момент принятия закона обмана дольщиков. Задним числом этот механизм не будет действовать.
Кроме того, в законопроект не вошли нормы о привлечении бюджетных средств для решения проблем в долевом строительстве, положения о дополнительных мерах административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере жилищного строительства.