Федеральная антимонопольная служба России призвала госкомпании к участию в проработке единых правил для сферы закупок. Предложение было озвучено на заседании экспертного совета ФАС по 223-ФЗ (Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
«Подготовленный ФАС законопроект о внесении изменений в 223-ФЗ — предложение к участию в работе по развитию закупочного законодательства. Хотелось бы, не впадая в крайности, обеспечить развитие законодательства», — заявил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев.
По его словам, необходимость в развитии 223-ФЗ имеется, что подтверждается множеством запросов со стороны тех же госкомпаний об урегулировании тех или иных вопросов. В ФАС считают, что к подобным закупкам (и для заказчиков, и для предпринимателей) необходим единый подход и предлагают экспертам активно поработать над качеством предложенных поправок.
На начальном этапе ФАС предлагает организовать работу совета в рамках трех рабочих групп: одной поручат направление закупок в сфере промышленности, радиоэлектронной продукции, связи и информационных технологий, второй — в сфере проектирования и строительства, а третья займётся проработкой изменений 223-ФЗ общего характера.
В ходе заседания обнажилась необходимость создания ещё одной группы — по направлению электронных торговых площадок. ФАС предлагает сформировать закрытый перечень ЭТП для проведения закупок госкомпаний (по аналогии с 44-ФЗ), однако участники не согласились. Среди них, кстати, оказались и представители НОСТРОЙ. По их мнению, в сфере электронных торгов уже сформирован открытый, свободный и системно функционирующий рынок, и не надо ему мешать угрозой монополизации со стороны федеральных ЭТП.
«ФАС предлагает ограничить количество площадок, на которых происходят торги по 223-ФЗ. На наш взгляд, позиция абсолютно неверная. С одной стороны – это ограничение конкуренции, а с другой – крупные площадки крайне безразличны к дополнительным положительным сервисам, которые облегчают на них работу бизнеса (как со стороны покупателя, так и со стороны продавца), превращая закупку в простую, безвариантную процедуру и ограничивая доступ поставщиков услуги к участию в закупке», – пояснил в комментарии вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
Между тем, у антимонопольщиков есть на сей счёт своё мнение. «У нас уже было неограниченное число ЭТП, и к чему это привело, все знают, — подчеркнул Михаил Евраев. — Ограничение числа площадок — попытка превратить торги именно в торги, а не в профанацию. Можно ли контролировать много площадок? Не уверен. Даже с отобранными площадками есть множество проблем».
По его словам, все попытки ввести работающие требования для ЭТП провалились, и в итоге был сделан выбор в пользу закрытого перечня ЭТП с конкретными требованиями к таким площадкам. «Мы за любую конкурентную схему, но работающую», — подчеркнул Евраев.
Что касается собственно рабочих групп, то их основными задачами, по замыслу ФАС, станет подготовка с учетом лучших закупочных практик госкомпаний антимонопольного комплаенса, который субъекты 223-ФЗ могли бы применять, не дожидаясь внесения поправок в 223-ФЗ. Также группы должны будут прорабатывать конкретные предложения по изменению 223-ФЗ и оказывать экспертную поддержку по вопросам правоприменительной практики в сфере закупок госкомпаний.
Стоит отметить, что госкомпании в целом одобрили инициативу ФАС, однако отметили: «Мы слишком разные, и чтобы создать единые правила, надо будет потратить годы, чтобы изучить и учесть все особенности, без чего можно будет просто застопорить работу компаний».
Стоит отметить, что заседание экспертного совета по 223-ФЗ состоялось и при Минфине. На нем министерство представило точечные поправки к 223-ФЗ, предусматривающие введение единых требований к банковским гарантиям по закупкам госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также направленные на устранение конфликта интересов при проведении госзакупок и закупок госкомпаний. Минфин тоже предложил госкомпаниям поучаствовать в процессе совершенствования законодательства и самостоятельно подготовить предложения по нормированию закупок госкомпаний.