Реальных строительных организаций в десятки раз меньше, чем «юрлиц», обладающих свидетельствами о допусками, считает председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга.
Внимание к правилам госзакупок, определенным 94-ФЗ и их возможным изменениям не ослабевает — эта тема поднимается на каждом мероприятии, где собралось больше трех строителей.
Не стало исключением и Пленарное заседание II Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», на днях прошедшей в Санкт-Петербурге.
Пожалуй, самым ярким моментом в возникшей дискуссии (на конференции представитель ФАС рассказал строителям о достоинствах 94-ФЗ) стало выступление председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга Вячеслава Семененко.
На пленарное заседание глава профильного комитета администрации приехал после рассмотрения заявок на строительство детского сада в одном из районов города. История, которую он рассказал, повторяется довольно часто – самую низкую цену за строительство объекта предложила компания из другого региона, у которой нет ни производственных мощностей, ни специалистов, ни достаточного опыта, но тендер она выиграла. Глава комитета не сомневается, что госконтракт компания не выполнит. «А для города – это срыв сроков строительства детского сада, который в районе ждут уже несколько лет»,- признался В.Семененко. «Как я выполню свои обязательства перед жителями, если я полгода с ним буду только судиться, потому что первый иск о расторжении я смогу предъявить только на промежуточных сроках исполнения госконтракта. Получается, что государство с одной стороны ставит задачи, а с другой имеет неэффективные механизмы реализации этих задач»,- констатировал он.
«Мы вынуждены составлять конкурсную документацию таким образом, чтобы получить качественного исполнителя, но, к сожалению, строители не крючкотворы, у них есть другие заботы на стройках и они не могут конкурировать со специализированными юридическими компаниями»,- отметил В.Семененко.
По его мнению, действующий 94-ый закон предполагает систему добросовестности: что есть добросовестная компания, у которой добросовестный допуск; что её действительно квалифицировали. «Но мы понимаем, что в реальности субъектов деятельности на строительном рынке по количеству допусков в десятки раз больше, чем действительных исполнителей. И система контроля качества, такая, как СРО, находится на самом начальном этапе становления. Года через два – через три мы начнем бороться за чистоту рядов, через 5 лет эта работа даст первые результаты. Сегодня мы должны исходить из того, что государству может быть нанесен ущерб из-за того, что система не отрегулирована и недобросовестных участников больше, чем добросовестных», — считает председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга.
Впрочем, поручение Президента РФ по выработке согласованного предложения по изменению существующей системы госзакупок уже выполняется. 1 сентября законопроект о ФКС представило Минэкономразвития, 15 сентября состоялась презентация поправок в 94-ФЗ от ФАС. Одновременно стало известно что Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов принял решение о создании рабочей группы по формированию единых подходов к реформе госзаказа. Необходимость создания группы вызвана тем, что ФАС и Минэкономразвития до сих пор не могут согласовать свои подходы к реформированию системы госзакупок. В рабочую группу, по сведениям сми, вошли представители ФАС, Минэкономразвития и Минфина.
А пока государство ищет единые подходы, рынок госзаказа является предметом многочисленных спекуляций.
«Мы зачастую становимся целью организованных масштабных спекулянтов, которые приобретают юридические лица, у которых есть допуски СРО на любые работы, у которых есть разрешение на ввод объектов. Это купленные юридические лица, масштаб колоссален – нельзя об этом не говорить. Государству наносится ущерб – и социальный, и политический, потому что государство в этой ситуации показывает себя неэффективным»,- считает он.
«Давайте честно вместе поработаем над изменением; изменим систему координат и, наконец-то, будем создавать качественные эффективные продукты»,- призывает В.Семененко.
Строители давно и настойчиво требуют изменения существующих правил госзакупок, опираясь, в основном, на специфику строительной продукции, но проблемы с размещением госзаказа есть и в других сферах деятельности.
В заключение напомним, что недавние изменения в Градостроительном Кодексе позволяют государственному заказчику пользоваться «предквалификацией», как инструментом отсеивания «недобросовестных исполнителей», но случаи, в которых это возможно Правительство Российской Федерации до сих пор не определило.
при использовании материалов SROportal.ru ссылка на источник обязательна