В минувшем году Федеральная антимонопольная служба возбудила 146 дел о картелях в сфере строительства и в ближайшее время обещает новые крупные дела. Особо привлекательны для нарушителей законодательства торги на строительство и ремонт дорог, а потому сегодня в ФАС говорят о задаче декартелизации данной сферы строительства в первую очередь. Об этом в интервью АНСБ рассказал руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
По словам Артемьева, антиконкурентные соглашения, в том числе картели, выявляются практически во всех секторах российской экономики, но все же «лидерство» по картелизации уже второй год подряд удерживает сфера строительства. Причём, если в 2016 году подобные соглашения были выявлены в 50-ти регионах страны, то в 2017-м – в 54-х. В 2016-м признаки сговора были обнаружены при проведении 140 электронных аукционов, а в минувшем году – уже более 400.
Картина изменилась не только количественно, но и качественно. «Картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам — структурированность, устойчивость, распределение ролей», — говорит Артемьев.
Опираясь на эту статистику, Коллегия ФАС России поставила перед службой задачу декартелизации сферы строительства, в том числе дорожного. А 21 декабря 2017 года указом президента РФ был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, где работа по декартелизации сферы дорожного строительства (включая госзакупки на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства) значится отдельным пунктом.
«Безусловно, работа по данному направлению будет продолжена и усилена, но вместе с тем, ФАС России уже имеет большое портфолио по выявлению и пресечению картелей и иных антиконкурентных соглашений сфере строительства», — отметил руководитель службы.