Минфин РФ подготовил предложения по изменениям в законодательство, касающееся использования механизма страхования ответственности за неисполнение договорных обязательств, передаёт «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник. Документ находится на согласовании в Минэкономразвития, Минстрое и Центробанке.
Подготовленные Минфином изменения касаются девяти законов РФ, включая ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства…». Новые подходы Минфина кардинально ломают действующие принципы организации так называемого «вмененного» страхования ответственности в РФ как механизма исполнения обязательств. В том числе изменения касаются отношений с потребителями по заключенным с ними договорам в рамках СРО, подчеркнул источник.
Он напомнил, что «вмененное страхование» предполагает свободу отказать в заключении договора страхования ответственности для страховщика, но требует обязательного предоставления фингарантий от страхователя в силу закона. В числе фингарантий, конечно, могут приниматься и банковские гарантии, однако цена такой услуги в разы больше, чем премия по договору страхования ответственности. Именно этот договор чаще всего используется субъектами рынка в качестве гарантии исполнения профессиональных и договорных обязательств перед клиентами.
По словам собеседника агентства, «результаты проведенного Минфином анализа правоприменительной практики позволяют сделать вывод о том, что страхование гражданской ответственности за нарушение договора не может рассматриваться в качестве финансового обеспечения исполнения обязательств по договору. Такие договоры могут рассматриваться только в качестве дополнительного механизма возмещения убытков». Так считают в Минфине и предлагают закрепить этот подход в целом ряде законов.
Более того, Минфин предложил исключить страхование как механизм обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций (СРО). «Для органов управления СРО предложено установить вместо обязанности право самостоятельно определять необходимость и основания для заключения договора страхования гражданской ответственности своих членов. Также предложено исключить положение об аккредитации страховщиков при СРО. Анализ практики показал, что нередко такая аккредитация проводится за деньги и предвзято. Порой и сами страховщики отказываются от заключения подобных договоров из-за невозможности оценить риск наступления страхового случая и адекватно провести тарифные расчеты», — отметил собеседник агентства.
Кроме того, отмечает Минфин в обосновании законодательных инициатив, в российской практике отсутствуют выплаты по договорам страхования ответственности застройщиков перед дольщиками, поскольку люди твердо намерены ждать завершения строительства и получить квартиру, а не обесценившуюся за время строительства сумму страховой выплаты.
В числе инициатив Минфина — приведение положений федеральных законов, устанавливающих требования к условиям договоров страхования гражданской ответственности, в соответствие с положениями Гражданского кодекса (ГК) РФ в части перечня страховых случаев и страховых рисков, а также страховые сумм. По словам источника, имеется в виду, к примеру, законодательное требование к страховщикам по возмещению ущерба за вред умышленных действий застрахованного члена СРО. «Такой законодательный подход стимулирует недобросовестных страхователей и их работников совершать противоправные действия. Кроме того, требования отдельных законов к условиям договоров страхования гражданской ответственности не корреспондируются с положениями ГК РФ (статья 928). Воровство по ГК не страхуется. А значит, и условия договоров страхования, противоречащие ГК, признаются ничтожными в судебных спорах», — пояснил он.
Принятие изменений в законы РФ, по мнению разработчиков из Минфина, будет способствовать развитию конкуренции и совершенствованию рыночных механизмов страхования.