Минстрой и Минприроды спорят о полномочиях по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации особо опасных объектов капитального строительства, пишет сегодня газета «Коммерсант«. Устранить дублирование этих функций поручил курирующий строительство вице-премьер Дмитрий Козак. Участники рынка считают, что экспертиза сегодня не обеспечивает безопасности строек, а ведомства конкурируют за рынок больших денег и административные рычаги.
Минстрой завершил общественное обсуждение проекта поправок в Градостроительный кодекс (ГК) и другие акты о передаче подведомственному ему ФАУ «Главгосэкспертиза», осуществляемых Росприроднадзором полномочий по проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации объектов капстроительства. Проект разработан в апреле по поручению вице-премьера Дмитрия Козака для устранения дублирования функций двух ведомств. Он отменяет согласование с Росприроднадзором проектов строек в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, в морских акваториях, на особо охраняемых природных и намывных территориях, на Байкале, а также в отношении любых опасных объектов. С 1 января 2018 года к ним должны добавиться проекты прочих «экологически опасных объектов», включая те, которые сейчас проверяет на соответствие экологическим требованиям само ФАУ — например, стадионы.
Двойная экспертиза увеличивает сроки и стоимость согласования проектов, «нередки случаи, когда заключения ФАУ и ГЭЭ по одному объекту противоречат друг другу», говорится в пояснениях Минстроя, который предлагает исключить избыточную, по его мнению, ГЭЭ конкурирующего ведомства — иначе бюджетные стройки подорожают, а выполнение майских указов президента будет сорвано.
Против этого законопроекта выступает Минприроды. Ведомство хочет проводить ГЭЭ до окончательного выбора места размещения объекта. «Это позволит уже на ранней стадии выявить существенные экологические риски. Оценка соответствия проектной документации установленным заключением ГЭЭ условиям будет осуществляться в ходе градостроительной экспертизы. Таким образом, ГЭЭ и градостроительная экспертиза будут решать различные задачи»,— отмечают в министерстве. Еще в апреле Минприроды объявило о подготовке поправок в те же законы, чтобы на особо охраняемых природных территориях требовать экспертизы не только капитальных объектов, но и индивидуального жилищного строительства.
В ФАУ возражают: их процедура позволяет устранить все замечания в минимальные сроки, заключение же ГЭЭ при доработке проектов по рекомендациям Росприроднадзора или ФАУ теряет силу и его надо получать повторно. В ФАУ утверждают, что экспертиза Росприроднадзора не гарантирует экологической безопасности объекта, поскольку проводится не по всем разделам проектной документации и в отрыве от результатов инженерно-экологических изысканий, а эксперты, в отличие от ФАУ, не проходят аттестацию и работают внештатно. Источник в ФАУ приводит «примеры некомпетентного подхода» Росприроднадзора к ряду объектов портовой и железнодорожной инфраструктуры, олимпийских строек и полигонов по переработке отходов.
По словам главы «Института геотехники и инженерных изысканий в строительстве» (ИГИИС) Михаила Богданова, некачественную экспертизу по ряду инженерных изысканий для олимпийских объектов допускало и ФАУ. К тому же «эксперты проверяют отчеты, а основные фальсификации проводятся на стадии полевых и лабораторных работ, за которыми никто не надзирает», говорит он. «Экспертиза в строительстве находится в состоянии кризиса — это лишь дополнительный налог и повод для собирания взяток. Поэтому между ведомствами идет жесткая рубка за рынок больших денег и новые административные рычаги,— объясняет происходящее господин Богданов и добавляет, — Из-за коррупциогенности процедуры участники рынка иногда вынуждены закладывать на прохождение экспертизы десятки тысяч евро».
«По лучшему мировому опыту регулируется не объект, а деятельность по его эксплуатации, которая может оказать негативное воздействие, — считает научный руководитель «Института экономики природопользования и экологической политики Высшей школы экономики» Александр Багин. — Разрывать оценку воздействия на окружающую среду и экспертизу бессмысленно. Если Минприроды формулирует четкие требования в области охраны окружающей среды, то Минстрой должен их учесть и добиваться исполнения в своих разрешениях».
При общественном обсуждении проекта Минстроя советник «Русала» Ирина Борисовская предложила сократить перечень объектов реконструкции, по которым должна будет проводиться экологическая оценка, и уточнить, что речь идет «именно о требованиях в области охраны окружающей среды, изложенных в технических регламентах», указав закрытый перечень материалов, которые должны проходить ГЭЭ. Разработчики учесть предложения отказались. В Минстрое и аппарате Дмитрия Козака проект вчера не комментировали.