Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ) совместно с Высшей школой экономики и при поддержке «Открытого правительства» было проведено исследование о мошенничестве, связанном с госзакупками, передает НАИЗ.
Согласно полученным данным, один из основных видов искажения информации – путем замены в сообщениях о закупках кириллических букв на схожие латинские, чтобы нужное сообщение нашли только заранее оповещенные об этом люди. Таковых примеров было обнаружено порядка 3 тысяч из нескольких миллионов операций, совершенных в прошлом году.
В рамках исследования были проверены несколько миллионов сообщений с сайта госзакупок, в 12 тысячах из которых были обнаружены опечатки. К техническим опечаткам отнесли три четверти сообщений, а вот оставшиеся 3 тысячи вызвали серьезные подозрения.
Отдельного внимания заслуживают 662 случая намеренного искажения информации. Среднее понижение цены закупок составило 0,79%. Соответственно, финансовые потери госзаказчиков были оценены в 874 миллиона рублей, что составило 0,15% от общего объема закупок.
Глава НП «Информационная культура» Иван Бегтин, слова которого приводит «Коммерсантъ», считает, что наиболее вызывающие и одиозные случаи мошенничества в сфере госзакупок сходят на нет, а для борьбы со «слепыми закупками» эксперт предлагает активнее использовать методы машинного контроля и применять практику увольнений к недобросовестным чиновникам.