Пакет изменений в законодательство о долевом строительстве, предусматривающий создание и регулирование деятельности Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства, стал предметом обсуждения на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ. Инициатором слушаний, состоявшихся 22 мая, выступил Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, а предложенный правительством законопроект № 139186-7 представляли министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень и глава АИЖК, на базе которого предполагается создание Фонда, Александр Плутник.
Как рассказала думская пресс-служба, в своём докладе глава Минстроя провёл «краткий экскурс в историю 214-го федерального закона», сообщил о трёх этапах изменений в действующий закон, перечислил все предлагаемые и ожидаемые рынком изменения, которые, по мнению министра, «позволят увеличить рынок не только долевого строительства, но жилищного строительства в целом». По его словам, новые механизмы защиты интересов участников долевого строительства, инициированные правительством, и новые требования к застройщикам, привлекающим денежные средства дольщиков, направлены на восстановление доверия россиян и инвесторов к долевому строительству и предупреждению появления новых обманутых дольщиков.
Законопроектом предлагается установить дополнительные барьеры для недобросовестных застройщиков, через созданный правительством компенсационный Фонд долевого строительства, куда застройщики должны перечислять обязательные платежи. При этом законопроектом, как пояснил Михаил Мень, предусматривается обязанность застройщика уплачивать взносы в Фонд до государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве. При этом отменяется обязанность застройщика страховать свою гражданскую ответственность за неисполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору или получать поручительство банка за ненадлежащее исполнение застройщиком этих обязательств.
Генеральный директор АО «АИЖК» Александр Плутник рассказал о длительном процессе предварительного обсуждения законопроекта, начиная с мая прошлого года. По его словам, банки не доверяют застройщикам из-за их непрозрачности, а вот граждане ежегодно финансируют в среднем 702 тыс. договоров долевого участия. «Чтобы рынок рос и развивался, необходимо помимо доступности жилья обеспечить безопасность вложений граждан на стадии долевого строительства. Модель страхования ответственности строителей не обеспечивает устойчивости для развития рынка», — объяснил необходимость создания Фонда гендиректор АИЖК и дал детальные разъяснения по регламентированию механизмов и процедур перечисления взносов, по использованию средств Фонда для возмещения исключительно по распоряжению правительства и т.п.
В ходе слушаний депутаты и эксперты оценили возможные последствия внедрения такого механизма для участников рынка долевого строительства, высказали опасения относительно установления размера обязательных отчислений и порядка расходования средств Фонда, а также способов контроля за деятельностью по его управлению.
Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, к примеру, считает, что сама форма фонда не соответствует ГК, а использование средств на содержание его аппарата и вовсе представляются сомнительными. По её мнению, неправомерно, что закон еще не принят, а фонд уже создан. «В стратегическом плане этот закон должен отработать и умереть при улучшении финансово-экономической ситуации», — выразила надежду Г.Хованская.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев также высказал ряд опасений и критических замечаний, предложив ограничить возможность инвестирования средств компфонда четырьмя государственными банками. Кроме того, депутаты поднимали вопросы рисков, возможного банкротства малых и средних строительных компаний, высказывали опасения, что «старые застройщики, забыв о своих обязательствах, могут войти на рынок по новым правилам», и в качестве примера приводили ГК «СУ-155».
А вот директор департамента страхования Центробанка Игорь Жук поддержал идею создания компенсационного фонда. В ходе слушаний он представил статистику по договорам страхования ответственности застройщиков и от лица ЦБ выразил готовность «оперативно принимать решения по страховым компаниям, не исполняющим взятые на себя обязательства».
В ходе обсуждения представители регионов, организаций среднего и малого бизнеса указывали на необходимость принятия на федеральном уровне порядка 10 и на региональном большого количества подзаконных актов, а также выражали озабоченность предлагаемой законопроектом ставкой и сложностью условий долевого строительства для сельской местности. Обращали внимание на перспективу возможного неисполнения обязательств по строительству инфраструктурных объектов, на возмещение юрлицам взымаемого по ДДУ процента и настаивали на использовании механизмов страхования и перестрахования.
В итоге Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям обязался компилировать все предложения участников парламентских слушаний и передать соответствующий документ правительству, Госдуме и исполнительным органам власти субъектов РФ.