В Совете Федерации решили, что институт проектного финансирования в жилищном строительстве пора совершенствовать. Созданная в 2019 году система уже достигла своей главной цели – обеспечила должную защиту финансовых средств участников долевого строительства, пресекла появление новых проблемных объектов, и теперь надо бы ей поработать и в направлении роста объёмов строительства.
С данной целью в минувшую среду сопричастных к проектному финансированию специалистов собрал за круглым столом (а точнее – по видеосвязи) первый зампредседателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.
По мнению сенатора, возможность обеспечения роста жилищного строительства напрямую зависит от создания максимально благоприятных условий для застройщиков без ущемления интересов других участвующих в строительстве сторон. В связи с этим необходимо решать ряд весьма проблемных вопросов: создание социальной инфраструктуры в рамках проектного финансирования, отсутствие механизма поэтапного раскрытия счетов эскроу и затягивание сроков их раскрытия после ввода объекта в эксплуатацию, произвольное изменение банками ставок по кредиту, запрет на досрочное его погашение, а также возможность произвольной остановки финансирования.
Не забыл сенатор и про малых застройщиков, реализующих в регионах низкомаржинальные проекты и не попавших в госпрограмму субсидирования по кредитам «в связи с тем, что комплексная жилая застройка предполагает строительство объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, что существенно влияет на конечную стоимость строительства».
Поддержал коллегу и сенатор Аркадий Чернецкий: малые и средние застройщики продолжают покидать рынок, и исправлять ситуацию нужно срочно и совместными действиями федералов, регионалов и представителей банковской сферы. Одно из решений проблемы – поэтапное раскрытие эскроу-счетов, что позволит застройщикам своевременно получать свои деньги.
Поэтапному раскрытию эскроу-счетов стойко сопротивляются в Центробанке. «В настоящий момент поэтапное раскрытие счетов – преждевременное решение, не направленное на защиту интересов дольщиков. Для того, чтобы решить вопрос, нужен механизм, обеспечивающий гражданам адекватную защиту», – возразила сенатору советник директора Департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Ирина Карпова, подчеркнув, что при поэтапном раскрытии счетов эскроу ставка по проектному финансированию непременно вырастет до рыночного уровня.
«Если мы не верим, что этот механизм может защитить, давайте дополнительную буферную подушку сделаем. Давайте строительство разобьем на этапы. Пусть мы будем закрывать и проплачивать соответствующие деньги не сразу после окончания конкретного этапа, пусть будет буфер — закончили пятый этап, заплатили за третий. Можно найти сегодня систему, которая даст возможность застройщикам вовремя получать деньги. Потому что сегодня они не могут смотреть вперед и видеть перспективу», – стоял на своём Чернецкий, аргументируя тем, что «системное решение вопроса с обманутыми дольщиками найдено, теперь необходимы меры по устранению последствий введения проектного финансирования».
О негативных последствиях введения механизма проектного финансирования для застройщиков жилья говорила и директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Ольга Десятова. Главное из них – сокращение объема жилищного строительства в сегменте многоквартирных домов.
«Если в августе 2018 года было 125 млн кв. м, то сегодня в стройке находится 93 млн кв. м. Более 500 компаний-застройщиков ушли с рынка. Причиной тому стал низкий уровень доступности проектного финансирования для небольших застройщиков в регионах, либо доступность одной кредитной линии. Чем проще будет процедура получения застройщиком проектного финансирования, тем больше объектов различного вида будет строиться в нашей стране. Это позволит нам увеличить и развивать конкуренцию в больших и малых городах, а также достигать тех целевых показателей по вводу жилья, которые сегодня стоят перед отраслью», – сообщила представитель НОСТРОЙ.