Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает принять «закон о законах» — документ, регламентирующий внедрение новых правовых норм. Его концепция уже готова и будет представлена президенту страны Владимиру Путину, передаёт РБК со ссылкой на проект соответствующего письма и материалы РСПП.
Идея закона о нормативно-правовых актах в России не новая, отмечает издание. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении в ноябре 1996 года, но его обсуждение затянулось — следующее рассмотрение прошло только спустя восемь лет. Но к этому времени документ утратил свою актуальность, и Госдума отклонила его во втором чтении. В 2014 году Минюст вынес на обсуждение новый проект, однако в Госдуму его так и не внесли. Возвращаясь к данной теме, РСПП ссылается на международный опыт: законы о нормативно-правовых актах действуют в Болгарии, Японии, Китае, Армении, Белоруссии и Казахстане.
В своей концепции РССП представляет структуру «закона о законах» и прописывает этапы разработки законов: от их планирования до принятия и изменения в будущем. Чтобы обеспечить согласованность системы принятия законов, в РСПП считают необходимым:
- упорядочить формы издаваемых нормативно-правовых актов, установить их иерархию, регламентировать цикл нормотворчества, в том числе порядок планирования, подготовки, принятия и опубликования законов;
- установить положения об экспертной оценке и общественном обсуждении проектов, урегулировать вопросы вступления в силу, толкования и разрешения юридических коллизий;
- предусмотреть участие бизнес-объединений в подготовке законопроектов.
«Разрешение коллизий в нормативных актах нигде формально не урегулировано. У бизнеса есть серьезные вопросы к пояснительным запискам, сопроводительным документам. Процедуры общественного обсуждения сегодня либо прописаны недостаточно четко, либо регулируются на уровне актов правительства. На наш взгляд, необходимо закрепить их на уровне федерального закона, чтобы избежать их частого и не всегда обоснованного изменения», — прокомментировал РБК вице-президент РСПП Александр Варварин. По его словам, в корректировке нуждаются процедура оценки регулирующего воздействия и антикоррупционная экспертиза. Часть инициатив, например «one in — two out» (отмена двух действующих нормативных требований в случае введения одного нового), сложно принять, не прописав их в законе.
«Сейчас элементы оценки нормотворчества можно переписывать в любую сторону. При этом правительственные положения и регламенты не мешают ни «секретному» нормотворчеству в правительстве, ни законопроектам и поправкам, вносимым депутатами Госдумы без должного финансово-экономического обоснования», — отмечает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил Цыганков.
В РСПП предлагают ввести «пакетный» принцип принятия нормативно-правовых актов – т.е., закрепить принцип совместной подготовки законопроекта и сопровождающих его актов, потому как нередко «принятые и вступающие в силу законы неисполнимы в силу отсутствия соответствующего подзаконного нормативного акта», и это дискредитирует законодателей. Еще одна мера — обязательные заключения бизнес-сообщества на проекты, которые меняют условия работы предпринимателей.
Кроме того, предлагается заблаговременно публиковать на сайте Госдумы поправки ко второму чтению законопроектов, — сейчас они могут либо публиковаться непосредственно перед принятием документа, либо вообще не публиковаться. Это даст возможность своевременно направлять замечания к проектам, отмечают в союзе. Среди других инициатив РСПП — создание системы правового мониторинга, оценки воздействия законов на деловую среду (похожий механизм уже начало использовать Минэкономразвития), а также инструментов снижения нормативной нагрузки, в частности принципа «one in — Х out».
РСПП также хочет, чтобы правительство готовило долгосрочные планы разработки законопроектов (на три-пять лет) и предусматривало переходный период для вступления в силу законов, которые ведут к дополнительным расходам компаний. Похожие планы уже есть у Минфина — требование утверждать невыгодные бизнесу или гражданам налоговые законы не позднее 1 сентября, если вступить в силу они должны с 1 января следующего года, содержится в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики».