Средняя стоимость строительства автотрасс в России — 59 млн руб. за километр одной полосы. Это в 1,4 раза ниже, чем в Германии, в 2,2 раза — чем в США и в 2,8 раза — чем в Канаде. Такие данные в интервью газете «Ведомости» привел руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. Чиновник сослался на соответствующее исследование Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) 2014 — 2015 года.
Данный показатель, по словам главы Росавтодора, без ущерба качеству можно снизить ещё — за счет альтернативных технологий. «Например, при реконструкции трассы М9 «Балтия» мы снизили стоимость работ на 40%, заменив классическую технологию на регенерацию. Это когда перемалывается полотно существующей дороги, добавляется цемент, уплотняется и сверху заливается новое полотно», — сообщил Старовойт.
По оценкам экспертов, строительство автомобильных трасс в России в чем-то дороже, но в чем-то и дешевле, чем в ведущих западных странах. В частности, у нас выше затраты на необходимые материалы за счет более дорогой транспортировки. По данным Института экономики транспорта НИУ ВШЭ, высококачественный щебень для отсыпки так называемых «дорожных одежд» добывается только на отдельных территориях, откуда его развозят по всей России. Это Ленинградская область, Карелия, Урал и Воронежская область. В итоге примерно 75% стоимости строительства в наших условиях — транспортные издержки, писали «Ведомости» со ссылкой на одно из исследований института. С другой стороны, минимум две составляющие в структуре затрат на дорожное строительство обходятся существенно дешевле западных аналогов. Это стоимость топлива и расходы на оплату труда.
«Важно также учитывать, что в разных странах свой подход к составлению дорожной сметы, — говорит Старовойт. — В России до 30% от стоимости дорожных работ могут занимать затраты на выкуп земель, снос строений и компенсации их собственникам. Для сравнения: в США федеральное финансирование выделяется из дорожного фонда только при условии, что штат уже обеспечил за счет собственного бюджета проектно-изыскательные работы, выкуп земель, снос зданий и компенсацию собственникам, перенос коммуникаций. А нам монополисты руки выкручивают. Показываешь им проект реконструкции дороги для получения согласования. Отвечают: хорошо, у нас там лежит труба диаметром 600 мм, будете делать реконструкцию, поставьте сразу 1200. Почему? А у них через два года будет реконструкция сети. Получается, они свою сеть за наши деньги реконструируют».
Кстати, Минтранс подготовил новую методику, позволяющую раздельно учитывать затраты и более объективно и дифференцированно рассчитывать стоимость километра дороги. «После утверждения мы будем внедрять единый подход», — сообщил глава Росавтодора.