Счетная палата представила отчёт по результатам проведённого мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок в РФ за 2019 год. По мнению аудиторов, потенциал контрактной системы в полном объёме пока не раскрыт, а в самой системе по-прежнему наблюдается ряд негативных явлений.
Система госзакупок в РФ по-прежнему характеризуется преобладанием неконкурентных способов закупок (около 70%), неизменным уровнем конкуренции (около трех заявок на лот) и недоверием участников рынка, сообщил на Коллегии палаты аудитор Алексей Каульбарс.
«Мы видим, что на практике создать эффективную систему регулирования всего «жизненного» цикла закупок так и не удалось. Функционирование контрактной системы сосредоточено в основном в рамках закупочных процедур, что, по сути, не сильно отличается от ситуации, которая существовала до 2014 года, когда закупки осуществлялись на основе закона № 94», – отметил аудитор.
По его мнению, системе явно не хватает качественных критериев оценки эффективности закупок. Регуляторы в сфере закупок используют для оценки такие показатели как среднее количество заявок на один лот и относительную экономию по результатам проведения закупочных процедур. Первый должен показать общий уровень конкуренции, а второй – эффективность закупки. В то же время заказчики и поставщики к оценке эффективности подходят иначе.
«Большинство участников считают закупку эффективной, если по ее результатам поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок. При этом показатели высокой конкуренции и значительной экономии, которые являются главными критериями эффективности для государственных органов, считает значимыми относительно небольшое число участников», – подчеркнул Алексей Каульбарс.
Это расхождение указывает на одну из основных проблем действующей контрактной системы – недостаточное понимание регуляторами интересов участников закупок, делают вывод в СП. Другая серьезная проблема – ценообразование: почти половина финансовых нарушений, допущенных при закупках в рамках 44-ФЗ, связана с обоснованием цены контракта. Ещё один минус – проблема с достоверностью информации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок.
В связи со всем этим Счетная палата РФ предлагает:
- закрепить в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок способ реализации принципа ответственности за эффективность закупок (определив понятие и критерии эффективности осуществления закупок);
- разработать нормативный правовой акт, регулирующий общий порядок формирования НМЦ контрактов при осуществлении государственных и муниципальных закупок с учетом отраслевой специфики;
- завершить формирование информации в ЕИС об исполнении контракта в структурированной форме, позволяющей в автоматическом режиме проводить ее обработку, анализ и контроль.