Несмотря на значительную поддержку со стороны государства, вопросы социально-экономического развития малых городов пока решаются недостаточно эффективно и требуют более пристального внимания. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам анализа реализации проектов развития комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
В палате напомнили, что господдержка малых городов и исторических поселений осуществляется по поручению президента в рамках Всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды. В 2018-2019 годах победителями конкурса стали 240 проектов, на реализацию которых из федерального бюджета направлено почти 15 млрд рублей, но на 1 января 2021 года реализовано только 166 проектов (69,2%). «При этом заявленный социально-экономический эффект от их реализации в полном объеме не достигнут», – подчеркнула на коллегии СП аудитор Светлана Орлова.
Основными причинами недостаточной эффективности реализуемых проектов в СП называют отсутствие должного контроля и несовершенство нормативного регулирования, включая действующие Правила предоставления средств регионам на реализацию проектов. В СП указали, что в заключаемых с регионами соглашениях не установлены количественные и качественные показатели результативности предоставления им межбюджетного трансферта, не прописаны в них и меры ответственности за нарушение принятых обязательств. «Сейчас, по сути, есть только один показатель результативности – наличие самого факта реализации проекта», – констатировала Светлана Орлова.
Другая проблема – недостаточно качественная работа самих субъектов и муниципальных образований. Например, в заявке города Переславль-Залесский в качестве ключевой проблемы было обозначено наличие парковки на главной площади. Однако по итогам реализации проекта ничего не изменилось: площадь по-прежнему используется под парковку. Причина – несоответствие проектно-сметной документации заявленному проекту: в нее просто не были включены работы по благоустройству площади, как, впрочем, и работы по созданию еще двух объектов, предусмотренных проектом.
Не справляются регионы и с обязательством по софинансированию данных проектов, отмечают в палате: по информации 46 регионов, получающих господдержку по итогам конкурса, объем привлечённых средств частных инвесторов составил всего 1,9 млрд рублей, или 48% от заявленного.
Для исправления ситуации в СП предлагают, во-первых, выделить малые города и исторические поселения в особую категорию и сформировать комплексную концепцию развития данных муниципальных образований. Во-вторых, назначить ответственный орган исполнительной власти, который будет обеспечивать контроль за реализацией проектов.
«При надлежащем качестве управления с использованием цифровых технологий малые города и исторические поселения могут стать настоящими драйверами роста экономики, которые обеспечат привлечение частных инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, а также дополнительные налоговые и неналоговые поступления в местные бюджеты. Кроме того, малые города и исторические поселения могут стать базой для развития различных направлений внутреннего туризма и различных форм семейного отдыха, новыми площадками для изучения культурного наследия и патриотического воспитания молодежи», — заявила на коллегии Светлана Орлова.
Присутствующий на коллегии замглавы Минстроя Юрий Гордеев с выводами аудитора согласился и обещал учесть их в работе ведомства. Однако днём позже на сайте Минстроя появился официальный комментарий по представленному палатой отчёту. В нём министерство отмечает, что Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды – это конкурс благоустройства, и влияние на экономику не является ключевым показателем его эффективности.
Основная задача конкурса — рост удовлетворенности горожан местом проживания, интереса к участию в жизни города и в отборе территорий для благоустройства, а с этим, по мнению Минстроя, конкурс вполне справляется: по итогам 2019 года, более половины жителей малых городов отметили заметные улучшения в городской среде, а рост Индекса качества городской среды в городах-победителях конкурса оказался в два раза выше, чем в среднем по России.
Впрочем, в министерстве учитывают необходимость экономического развития малых городов, и в правилах конкурса для отбора победителей имеется критерий с прогнозируемыми экономическими и социальными эффектами. Есть и первые результаты, подчёркивают в Минстрое: благодаря первому конкурсу, который прошел в 2018 году, в 80 городах и исторических поселениях создано без малого 600 новых объектов коммерческой предпринимательской активности и почти 3,5 тысячи рабочих мест.
Также в Минстрое отметили, что проекты благоустройства не предполагают обязательного софинансирования, но на каждый рубль федерального бюджета было привлечено 0,5 рубля средств регионального бюджета и внебюджетных источников. Это демонстрирует, что важность оказываемой поддержки видят и местные власти, и частный бизнес.
В то же время, считают в Минстрое, премиальный фонд в рамках конкурса не позволяет решить все проблемы малых городов. Но то, что целенаправленное благоустройство создает рабочие места и возможности для бизнеса, позволяет перезапустить городские пространства и запланировать их развитие на годы вперед, позволяет говорить о конкурсе как о наиболее эффективном мероприятии, направленном на развитие малых городов.
А вот с несоответствием проектов и концепций, отмеченным в отчёте Счётной палаты, в министерстве согласились. «Минстрой также отмечает случаи, когда на стадии реализации терялись некоторые мероприятия, дизайнерские, архитектурные и планировочные решения», — говорится на сайте Минстроя. И добавляется: «ведомство учтет выводы и предложения Счетной палаты в своей работе».