8 июня Коллегия Счетной палаты под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» в I квартале 2012 года. С сообщением выступил аудитор Александр Пискунов, передает департамент информации ведомства.
Мониторинг показал, что государственными заказчиками по причине отсутствия должного администрирования процесса исполнения контрактов, систематически допускается неэффективное использование государственных средств без достижения установленного результата.
Например, одним из основных нарушений, установленных при проверке организаций и учреждений, заключавших с МВД России государственные контракты, являлось отсутствие контрольных функций за использованием средств государственного оборонного заказа. Осуществлялось привлечение к исполнению госконтрактов сторонних организаций, привлечение которых ни конкурсной документацией, ни контрактами предусмотрено не было, заказчик фактически выполнял посреднические функции, что привело к неэффективным расходам бюджетных средств.
Кроме того, результаты проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что при осуществлении закупок товаров, работ и услуг заказчиками допускаются случаи оплаты одних и тех же работ дважды или, например, подписание ими актов приемки на работы и услуги, которые фактически не выполнялись.
Наряду с этим отсутствие типовых контрактов, а также единых требований по их оформлению повышает коррупционные риски при осуществлении закупок. Вместе с тем, о возможном наличии коррупциогенных факторов свидетельствует и устойчивая стабильность выбора исполнителей государственных заказов, и необоснованные сроки исполнения контрактов.
Общая сумма расходов бюджетных средств, произведенных с нарушением требований нормативно-правовых актов, в I квартале 2012 года составила 25,8 млрд. рублей. Из них 11 млрд. рублей (42,9 %) были израсходованы с несоблюдением норм и положений Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
На коллегии отмечалось, что существующая в настоящее время система правового регулирования отношений в сфере публичных закупок не в полной мере отвечает требованиям противодействия коррупции. Действующие механизмы выявления сговора между участниками торгов несовершенны и требуется принятие дополнительных мер. Исправить сложившуюся ситуацию в данной сфере, призван федеральный закон «О федеральной контрактной системе(ФКС)», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в Минэкономразвития и ФСБ России, палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Контрольное управление Президента России.