В России скоро будет некому строить дороги. Дорожные строители всё чаще отказываются от участия в конкурсах по дорожным проектам, и ситуация угрожает стать патовой. Причина – низкая стоимость дорожных работ, заложенная в базисно-индексной системе ценообразования. Остроту проблемы на заседании круглого стола в Совете Федерации обозначил первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов.
«Пока удается сдерживать по дорожному хозяйству ситуацию, когда на конкурсы никто не выходит. Я вам скажу, при реконструкции аэропортов это сплошь и рядом. Особенно в районах Крайнего Севера. Мы с такой же проблемой завтра столкнемся в дорожном хозяйстве», — цитирует Алафинова ТАСС.
По мнению замминистра, необходимо как можно быстрее переходить к ресурсной модели определения сметной стоимости, в основе которой — релевантный уровень цен на стройресурсы в регионах. Переход к этой модели ожидается в 2022 году. «Но мы с Минстроем уже сейчас проводим работу для того, чтобы у нас было отдельное положение, и оно появилось бы уже в этом году в части вопроса ценообразования линейных объектов, автомобильных дорог и железнодорожной колеи», — сообщил сенаторам Алафинов.
Круглый стол, посвящённый качеству выполнения дорожно-строительных работ и системе его контроля, прошёл в Совете Федерации по инициативе Комитета по экономической политике.
По словам председателя комитета Вячеслава Тимченко, основной проблемой в данной сфере является хроническое недофинансирование дорожного строительства в регионах. На решение этой проблемы как раз и направлен национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В его рамках только в 2019 году в регионы направлены межбюджетные трансферты в объеме 106,2 миллиардов рублей, ещё 5 миллиардов правительство добавило на капиталоёмкие мероприятия нацпроекта. К 2024 году доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, должна увеличиться до 50 %, доля дорожной сети городских агломераций — до 85 %, а доля автомобильных дорог федерального и регионального значений, работающих в режиме перегрузки, должна сократиться до 9,1 %.
Участники круглого стола обсудили вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования в области дорожного строительства, включая стандартизацию, госзакупки и госэкспертизу проектной документации. Говорили о необходимости повышения качества строительных материалов и выполнения дорожно-строительных работ, создания стимулов для применения современных технологий, техники и инноваций, повышения эффективности контрольных мероприятий и ответственности исполнителей и заказчиков работ при приемке автомобильных дорог. Необходимость совершенствования системы ценообразования в данной области тоже стала предметом обсуждения экспертов.
В итоге решили предложить правительству рассмотреть вопрос о предоставлении Минтрансу России и Росавтодору возможности самостоятельно разрабатывать сметные нормативы в сфере дорожного хозяйства, а также о передаче полномочий по проведению государственной экспертизы проектов по строительству и реконструкции линейных объектов организации, подведомственной Минтрансу России.