Минстрой не сумел обеспечить надлежащий контроль за реализацией приоритетных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Ипотека и арендное жилье». К такому выводу пришла коллегия Счётной палаты РФ после анализа результатов контрольной проверки обоснованности и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных субъектам РФ на реализацию госпрограмм.
«Работа по своевременной разработке и принятию нормативных правовых актов, а также проведению оценки готовности регионов и муниципалитетов к реализации мероприятий проекта «Формирование комфортной городской среды» надлежащим образом не осуществлялась, что в итоге привело к многочисленным недостаткам и нарушениям, в том числе низкому уровню освоения бюджетных средств и невыполнению запланированных показателей реализации проекта», — заявил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Юрий Росляк.
По словам аудитора, в 2017 г. на реализацию приоритетного проекта из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 25,1 млрд руб., которые были распределены 81 региону. Кроме того, на реализацию мероприятий по обустройству парков дополнительно были выделены субсидии в размере 500 млн руб., которые распределены 72 регионам. На 1 октября 2017 г. кассовое исполнение по проекту составило 15,2 млрд руб. или около 61%. В 20-ти регионах уровень исполнения составил от 2,03% (Тульская область) до 28,73% (Вологодская область), а по обустройству мест массового отдыха (городским паркам) – 0,42 млрд руб. или около 83 % (в Псковской области уровень исполнения составил 9,9 %, в Чувашии – 12,5%, Иркутской области – 27%; в Республиках Мордовия, Хакасия, Смоленской и Тульской областях расходы не осуществлялись).
По состоянию на 1 ноября в 28 регионах не были заключены контракты на выполнение работ по благоустройству дворов по 339 объектам, в 26 регионах – на выполнение работ по благоустройству общественных территорий по 75 объектам и в 5 регионах – на выполнение работ по благоустройству городских парков по 7 объектам.
«Учитывая, что на 738 объектах благоустройства работы не ведутся, а также принимая во внимание сезонность выполнения работ, климатические условия различных регионов и рекомендуемые сроки озеленения территорий, имеются риски невыполнения запланированных показателей проекта на 2017 год, а также риски их некачественного выполнения», — констатировал аудитор.
По предварительным данным на 1 января 2018 г. кассовое исполнение по приоритетному проекту составило 24,4 млрд руб. или 97,3%, по основному мероприятию — 492,8 млн руб. или 98,6%. Благоустроено около 98% объектов (дворовых, общественных территорий, городских парков). К слову сказать, в Минстрое данные показатели считаются неплохими.
Между тем, в ходе проверки было установлено неэффективное отвлечение Минстроем в минувшем году средств резервного фонда правительства в размере 279,3 млн руб., которые не были распределены Тюменской области и Ханты-Мансийскому автономному округу. Кроме того, отдельными регионами не были соблюдены установленные сроки принятия региональных государственных программ по формированию комфортной городской среды или внесения в них соответствующих изменений, что, в свою очередь, свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Минстроя за выполнением регионами принятых обязательств в рамках заключенных соглашений о предоставлении субсидии.
Счетная палата также обратила внимание на отсутствие взаимосвязи целевых показателей ФЦП «Жилище» (теперь – приоритетный проект «Ипотека и арендное жильё») и её подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства» с выполняемыми мероприятиями, а также объемами их финансирования. Так, при установленном в ФЦП «Жилище» показателе на 2016 г., предусматривающем ввод 1,1 млн кв. м жилья, регионы отчитались за ввод 4,15 млн кв.м жилья (или 377% установленного показателя). При этом данный показатель был достигнут регионами при неполном использовании субсидии (93,5%), значительном уменьшении расходов консолидированных бюджетов (50,5% от предусмотренных ФЦП), а также вводе в эксплуатацию только 4 объектов социальной и транспортной инфраструктуры из запланированных 50-ти объектов.
По итогам проверки хода реализации мероприятий подпрограммы и ФЦП были выявлены следующие нарушения:
- предоставление субсидий, которые направлялись преимущественно на строительство школ, детских садов, а также автомобильных дорог в районах массовой застройки в нарушение действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации без учета их отраслевой направленности;
- строительство 77 объектов социальной инфраструктуры и улично-дорожной сети осуществлялось без их включения Минстроем в ФАИП, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса. В результате сроки строительства объектов значительно превышают нормативно обоснованные, происходит их удорожание, увеличиваются объемы незавершенного строительства, которые при этом в бюджетной отчетности Минстроя и регионов не отражаются;
- в нарушение Правил предоставления субсидий в 2016 году средства в размере 135,1 млн руб., невостребованные Ивановской и Волгоградской областями, не были перераспределены Минстроем на те же цели другим регионам, а были направлены на улучшение жилищных условий сотрудников Минстроя, Минфина и Минэкономразвития;
- в 2016 г. возврат в бюджеты Владимирской, Оренбургской и Самарской областей не использованных в 2015 г. остатков субсидий, потребность в которых подтверждена, осуществлен Минстроем с нарушением установленных Бюджетным кодексом сроков. Кроме того, из-за разногласий с Минфином в бюджет Ульяновской области не были возвращены неиспользованные в 2015 г. остатки в сумме 80,5 млн руб., что свидетельствует о недостатках нормативного регулирования механизма принятия решения по указанному вопросу;
- завышение Минстроем в 2016 г. уровня софинансирования расходного обязательства региона в связи с неправильным применением значения уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона на очередной финансовый год. В результате субсидия, предоставленная Ульяновской области, была завышена на 52,8 млн руб., Воронежской области – на 16 млн руб.;
- отсутствие контроля со стороны Минстроя за соблюдением правительствами Мордовии и Кабардино-Балкарии принятых обязательств, что повлекло недофинансирование мероприятий из региональных бюджетов;
- несопоставимость отчетных данных Минстроя о реализации ФЦП «Жилище» в 2016 г., направленных в Минэкономразвития, с данными об исполнении соглашений, размещенными регионами в ФГИС «Электронный бюджет» (расхождение составляет 450 тыс. кв. м, или 12%). При этом сверка отчетных данных или проверка информации, размещенной регионами, нормативными актами не предусмотрена;
- отсутствие взаимосвязи подпрограммы с другими государственными программами, в частности, с программой «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 гг.
В итоге Коллегия приняла решение направить представление в Минстрой России и информационное письмо — в Минфин. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания, сообщили в пресс-службе Счётной палаты.