Общественный совет по развитию саморегулирования инициировал создание рабочей группы для выработки согласованной позиции по разработанному в Ростехнадзоре и представленному в Госдуму Правительством РФ законопроекту об усилении ответственности саморегулируемых организаций с тем, чтобы подготовиться к его первому чтению. С таким предложением ответственный секретарь Общественного совета Сергей Афанасьев вышел на заседание Экспертного совета по градостроительной деятельности при парламентском Комитете по земельным отношениям и строительству, которое как раз и было посвящено совершенствованию института саморегулирования в сфере градостроительства.
Впрочем, как отметили в Общественном совете, разработчики законопроекта прислушались к критике профсообщества и внесли в Госдуму обновлённый его вариант. В частности, из проекта были удалены дополнительные основания для исключения сведений о СРО из госреестра, предлагаемые ранее изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», наделяющие Ростехнадзор повышенными полномочиями, и статьи, исключающие упоминание саморегулируемых организаций в Гражданском кодексе РФ. Эту версию законопроекта и предстояло изучить членам Экспертного совета.
Экспертный совет поддержал озвученное Сергеем Афанасьевым предложение, согласился с необходимостью доработки представленного документа и заверил, что мнение экспертов Общественного совета будет непременно учтено в депутатском законотворчестве.
Далее, в обсуждении перспектив системы СРО в строительстве на заседании развернулась достаточно жаркая дискуссия, отмечается на сайте Общественного совета. Президент НОПРИЗ Михаил Посохин определил совершенствование института саморегулирования как ключевой механизм развития всей сферы строительства, существенная проблема которой – кадровый вопрос. «Институт бакалавров и магистров не отвечает запросам отрасли, — подчеркнул Михаил Посохин. – Подготовка специалистов должна производиться с участием всего профессионального сообщества, а доступ в профессию должны давать профессионалы».
Неожиданно в диалоге всплыла заметно утратившая актуальность тема «коммерческих» СРО. Депутат Госдумы Мартин Шаккум поинтересовался, почему за минувший год НОСТРОЙ провел работу по исключению из госреестра всего лишь четырех СРО. «Мы не ставим перед собой задачу исключить из реестра определенное количество СРО. Мы хотим научить СРО ответственности перед своими членами», — ответил депутату вице-президент НОСТРОЙ Николай Маркин, напомнив, что за каждой недобросовестной СРО стоит большое количество вполне себе добросовестных строительных организаций, и далеко не все из них готовы к повторному взносу в компенсационный фонд.
Взгляды правительства на перспективы саморегулирования представил замглавы Минстроя России Юрий Рейльян. «Минстрой будет кардинально сокращать виды допусков, — пообещал заместитель министра. – Более того, мы хотим все свести к одному единому допуску – допуску на генеральный подряд. Это кардинально укрупнит рынок, но мы исходим из того, что малого бизнеса в строительстве нет».
С подобной трактовкой строительных реалий категорически не согласился вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров. «Нельзя возвращаться к государственному регулированию, — заявил он. – Государство уже отдало собственность инвесторам, а инвесторы уже вложили огромные средства, и государству следует смириться с тем, что назад дороги нет. Государство должно определять правила игры только в самых общих чертах, оставив право управлять отраслью саморегулируемым организациям».
«Хватит ломать! – остановил дискуссию депутат Госдумы Владимир Ресин. — Давайте систему, которую мы начали строить, улучшать и совершенствовать. Не надо возвращаться на пять-десять лет назад».
Итогом заседания Экспертного совета стала резолюция, в которой было отмечено, что в настоящее время на рассмотрении парламента находятся 13 законопроектов, направленных на совершенствование саморегулирования в строительстве. Смогут ли они на деле поправить положение в отрасли, покажет время.