Депутаты Госдумы обсудили вопросы законодательного обеспечения государственно-частного партнёрства в реализации инфраструктурных проектов. Комитет по вопросам собственности провел на эту тему «круглый стол», пригласив к участию представителей экспертного и бизнес сообщества, банков, инвестиционных и консалтинговых компаний, федеральных министерств и ведомств.
Перед началом обсуждения председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов положительно оценил проведенную комитетом работу по адаптации законодательства в части обеспечения реализации проектов ГЧП (государственно-частного партнерства). По его словам, в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования и зарубежных заимствований проекты ГЧП остались «одними из значимых локомотивов, драйверов роста экономики в связи с секвестированием инвестиционных возможностей». Работа по ГЧП проектам заключалась в законодательном обеспечении их конкурсности и прозрачности, участия финансовых институтов в проектах государственно-частного партнерства, в адаптации конституционных механизмов в части инвестирования в инфраструктуру.
Депутат Госдумы, председатель Гильдии экспертов инфраструктурных проектов Радик Ильясов в своем выступлении обозначил последние значимые события, связанные с поддержкой проектов со стороны федерального и регионального бизнеса, отметив, что во многих регионах приняты собственные законы партнерства власти и бизнеса.
Анализируя законодательство, директор института правовых исследований НИУ ВШЭ, профессор Юрий Тихомиров усмотрел «раздвоение» в практической работе: с одной стороны – государство, которое создаёт пирамиду правовых и законодательных актов, с другой –бизнес, который стремится доказать избыток правового регулирования. В этой ситуации профессор предложил проявить «здравый и очень экономный подход к тому, что предстоит сделать».
Представитель Минэкономразвития Игорь Коваль подтвердил, что новая экономическая реальность оказала влияние на подготовку и реализацию крупных инфраструктурных проектов, связанных, в первую очередь, с транспортом, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктурой. Текущие потребности по ним закрываются из бюджетов разных уровней, что является недостаточным для опережающего инфраструктурного развития.
И.Коваль привел оценочное заключение Всемирного Банка, в котором говорится, что России необходимо ежегодно на такие проекты направлять 4-5% ВВП – это порядка 4 трлн рублей. По оценке Газпромбанка потребность вложений в инфраструктурные проекты в стране в ближайшее десятилетие должна составить 750 млрд долларов, порядка 70% из них должно приходиться на автомобильные дороги. По словам чиновника, стала очевидной необходимость привлечения частного финансирования для реализации этих проектов.
По данным субъектов Федерации, представленным в Минэкономразвития, общий объем инвестиций в проекты ГЧП составляет 870 млрд рублей, из них проекты в социальной сфере — менее 400 млрд рублей, в транспортной – 350 млрд рублей, в энергетику – 46 млрд рублей, в ЖКХ -88 млрд рублей. По словам представителя профильного министерства, сегодня на различных стадиях реализации в России находится 586 проектов, действующих на единственно возможной в стране основе – концессионных соглашений, все остальные формы на федеральном уровне не зарегистрированы. Минэкономразвития ведет реестр всех проектов, на специализированном портале и на странице министерства в сети Интернет содержится большое количество информации, посвященной ГЧП.
Участниками «круглого стола» отмечалось, что препятствием для проектов ГЧП является высокая стоимость заемного финансирования и низкая маржинальность. Их преимуществом, несмотря на капиталоемкость, является стабильность.
На 2015 год через крупнейшие банки под ставку 11,5% годовых правительство РФ заложило на ГЧП-проекты 260 млрд рублей. Одновременно ведётся работа над упрощением процедуры государственных гарантий и совершенствованием концессионного законодательства. Так, предлагается на законодательном уровне ввести институт частной инициативы, которая предоставляет возможность частному бизнесу право обращаться с инициативой к государству, что соответствует мировому опыту, и ряд других изменений, касающихся обремененного обеспечения права собственности.
Представитель ЕБРР Алексей Зверев отметил многочисленные позитивные изменения, уже внесенные в концессионное законодательство. По его мнению, таким же положительным моментом является и недавнее принятие в первом чтении законопроекта об основах ГЧП в России. Юрист ЕБРР считает необходимым продолжение работы над совершенствованием законодательства о концессионных соглашениях для приведения их в русло международных стандартов, над разработкой методологических основ и управлением публичными активами и институциональными проектами ГЧП. А.Зверев предложил создать единый центр принятия решений по ГЧП с тщательной предварительной проработкой проектов еще на стадии их подготовки и оценки экспертами.
Подводя итог дискуссии, С.Гаврилов рекомендовал все предложения участников «круглого стола» передать в Комитет Государственной Думы по вопросам собственности для подготовки результирующего документа и дальнейшей работы над совершенствованием законодательства.