Министерство экономического развития РФ представило правительству доклад с результатами мониторинга причин расторжения с проектировщиками и строителями госконтрактов. С докладом предметно ознакомились в «Коммерсанте» и констатировали: нарушение подрядчиками сроков исполнения госконтрактов и неисполнение обязательств стали в 2016 году основными причинами расторжения договоров на проектирование и строительство капитальных объектов, по этим причинам были расторгнуты контракты на 21,1 млрд и 17,7 млрд руб.
В «Коммерсанте» отметили, что при анализе ситуации в министерстве учли только крупные проекты, где стоимость контрактов начиналась от 500 млн руб.,— в выборку попало 50 госконтрактов на общую сумму 81,6 млрд руб. Среди других распространенных причин расторжения контрактов Минэкономики называет технологические нарушения (14% случаев расторжения) и банкротство подрядчиков (8%). Еще по 10% приходится на значительное увеличение цен на стройресурсы, которые не позволяют генподрядчику выполнить контракт без увеличения цены, а также существенное изменение обстоятельств у заказчика, в связи с чем необходимость выполнения работ отпала.
Также в Минэкономики отметили сильный разброс в снижении начальной цены контракта — от 0,1% до 29,4%. Объясняется это применением устаревших нормативов и стандартов определения цен на стройресурсы, — их применение «способствует необъективной и неточной оценке товаров, работ и услуг», что приводит к завышению максимальной цены контракта при ее расчете. Даже в соседних регионах разница цен на стройматериалы может быть существенной. По данным министерства, в ноябре 2016 года в Московской области цены на песок составляли 192 руб. за 1 куб. м, а в Москве — 508 руб., на однотипные оконные блоки — 2,1 тыс. и 3,1 тыс. руб. за 1 кв. м соответственно.
В «Коммерсанте» напомнили, что Минстрой уже инициировал реформу ценообразования в строительстве, после того как в феврале 2015 года Счетная палата выявила случаи завышения смет при строительстве космодрома Восточный и олимпийских объектов в Сочи. С 2018 года ведомство рассчитывает перейти на ресурсный метод определения цен на стройматериалы вместо индексации устаревших цен, завышающей сметы. При этом в Минэкономики отмечают, что незавершенная реформа тормозит внесение изменений в порядок применения антидемпинговых мер в строительстве.