Известный датский урбанист Ян Гейл представил в Москве свою новую книгу. На презентации издания Гейл признал, что российская столица достигла впечатляющих успехов на пути превращения из города машин в город для людей, однако добавил, что «не все так чудесно».
В Москве прошла презентация русского издания книги известного датского архитектора-урбаниста Яна Гейла «Как изучать городскую жизнь», впервые вышедшей в свет в 2013 году. Представлял книгу сам Гейл, а также его соавтор Бригитт Сварре, сотрудница Института Гейла Gehl Institute, сообщает портал «Ради Дома PRO».
По мнению Гейла, сегодня существует по меньшей мере три основных препятствия на пути к созданию по-настоящему комфортной городской среды. Первое — нежелание проектировщиков создавать города человеческих масштабов. Примером такого мегаполиса урбанист назвал Сингапур с его «масштабом для динозавров». В этом же ряду Гейл упомянул Дубай, Санкт-Петербург и Лондон. Неблагоприятные пространства в последнем Гейл продемонстрировал на одном из слайдов своей презентации: на фотографии был изображен человек, сидящий на корточках на фоне мрачного бетонного здания. Подпись к слайду сообщала, что оно принадлежит Рему Колхасу.
Второй губительной тенденцией архитектор назвал засилье машин. «Автомобили внесли определенную сумятицу в архитектуру, потому что люди передвигаются со скоростью 5 км/ч, а машины — 60 км/ч. Но город — пространство для людей. Поэтому основная задача — убирать машины», — призвал Гейл.
Третьей серьезной проблемой, вызывающей среди урбанистов большое беспокойство, архитектор назвал «сидячий синдром» (The Sitting Syndrome). Он сравнил его с курением. «Сидячий образ жизни приводит к тому, что люди получают проблемы с весом и умирают раньше», — подчеркнул Гейл. Решение он видит в создании в городе пространств, побуждающих двигаться. Одним из таких городов стал Копенгаген, где порядка 45% работающих граждан добираются до мест работы на велосипеде.
Впрочем, по признанию Гейла, самым ярким образцом перемен в городском пространстве является Москва. «Это самый впечатляющий пример из тех городов, с которыми я работал», — заявил архитектор. Он выразил удовлетворение тем, как изменилась Тверская улица, однако добавил, столице еще есть над чем поработать. «Не все так чудесно. Людям необходимы живые пространства, пригодные для жизни», — резюмировал Гейл.