Минстрой России обеспокоен медленным наполнением федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). По этому поводу в министерстве даже провели селекторное совещание: замминистра Хамит Мавлияров требовал активизировать работу в регионах по регистрации юрлиц в системе. Важность данной задачи подтверждалась участием в совещании представителей Главгосэкспертизы России, Минпромторга, НОСТРОЙ и НОПРИЗ и даже Контрольного управления Администрации президента России.
О том, что в Минстрое как-то не задалось с ФГИС ЦС, отметили в Агентстве новостей «Строительный бизнес». Вроде бы, к запуску подготовились основательно: в эксплуатацию систему ввели 30 сентября, определили производителей и импортеров стройматериалов, которые должны зарегистрироваться в системе и внести туда данные по ценам, назначили ответственных лиц из числа региональных чиновников, а также провели большую разъяснительную работу.
«ФГИС ЦС станет ключевым источником информации и еще одним инструментом для обеспечения прозрачности формирования начальной цены при заключении госконтрактов на строительство. Так как при проектировании объектов, в том числе, за счет бюджета на госзакупках, система будет ключевым источником информации о ценах на строительные ресурсы, важно, чтобы эти данные были достоверны и представлены в достаточном объеме», — цитирует АНСБ заместителя начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Давида Акопяна.
Однако профессиональные сметчики отнеслись к новации Минстроя менее оптимистично. Президент Союза инженеров сметчиков Павел Горячкин так прокомментировал АНСБ введение ФГИС ЦС:
«По поводу сметных цен сейчас идет много спекуляций, но нужно четко понимать, что те цены, которые появятся во ФГИС ЦС, будут являться обязательными для любых бюджетных объектов любого уровня финансирования, в том числе для объектов госкорпораций, а также для капитального ремонта зданий. То есть громадный кусок стройки у нас попадает под прямое государственное регулирование цен. И кто бы что ни говорил, в том числе и министр, что о госрегулировании не может быть и речи, что это только начальная цена, что дальше она пройдет горнило экспертизы и выйдет на торги и аукционы, где может измениться, верится в это слабо. У нас в системе госзаказа нет понятия «начальная цена контракта». У нас есть понятие «начальная (максимальная) цена контракта». Поэтому давайте называть вещи своими именами: все эти цены строительных ресурсов в результате проверки достоверности, электронных аукционов и конкурсов могут только уменьшиться, а не увеличиться. У меня как у специалиста нет сомнения, что вводится прямое государственное регулирование цен на основные строительные ресурсы. Это ничего не имеет общего с рыночными отношениями.
Кроме того, разработчики системы явно переиграли на почве «конспирологии». Сейчас, если предприятие даже захочет зарегистрироваться в системе и в личном кабинете, ему придется пройти мудрёную процедуру и установить у себя различные средства криптографической защиты информации, одобренные ФСБ. Такое впечатление, что мы говорим о какой-то военной тайне, а не о стройке. Причем поставить все эти программы не так-то просто, одна из программ платная, то есть это дополнительные затраты для производителя. Кроме того, нужно назначить приказом каких-то ответственных лиц, ключи доступа выделяются централизованно, за ними надо либо ехать в Москву, либо получать спецпочтой. Потом все эти программы имеют закрытый функционал, они не только ставятся на жесткий диск, но и во все браузеры. Я бы опасался ставить такие программы, кто его знает, что они делают?»