Российским дорожникам официально разрешат укладывать асфальт и в мороз, и в снег, и в дождь, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на проект нового стандарта, разработанного по заказу Росавтодора. Первая его редакция пока проходит общественное обсуждение, а финальная версия появится в ноябре.
До сих пор дорожники руководствовались сводом правил 2012 года, в котором разрешается класть асфальт только в сухую погоду и при температуре не ниже +10 осенью и не ниже +5 весной и летом. По информации Росавтодора, большая часть дорог России находится в первой и второй дорожно-климатических зонах, то есть на территории с тундрой, вечной мерзлотой, влажными лесами и т. п. Строительный сезон там существенно ограничен как раз погодными условиями, но в последние годы благодаря использованию специальной техники дорожники стали класть асфальт даже в мороз — без ущерба качеству.
В связи с этим Росавтодор выпустил в 2017 году рекомендации по технологии укладки асфальта в непогоду, но применение этих документов, как оказалось, «нелегитимно» и «выпадает из правового поля»: технический регламент таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» не предполагает применение рекомендаций.
Новый ГОСТ — «Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях» — разработан Научно-исследовательским институтом транспортно-строительного комплекса. Согласно документу, неблагоприятными погодными условиями будет считаться температура от +5°С до -10°С весной и летом, от +10°С до -10°С осенью и зимой. Для ремонта в таких условиях асфальт с заводов нужно перевозить на машинах с подогреваемым кузовами или тентами, нижний слой дороги перед укладкой верхнего необходимо очистить от снега и грязи, обработать реагентами и просушить специальными машинами. Подобную технологию запрещено использовать, если на улице мороз с ветром скоростью более 6 м/с, а также при осадках интенсивностью более 5 мм в сутки. Также в стандарте оговорено, что скоростные магистрали категории 1А и 1Б можно ремонтировать только в теплое время года.
Проект ГОСТа продвигается в интересах регионов, которые не успевают отремонтировать дороги в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», считает депутат Госдумы Александр Васильев. «Деньги регионам уже выделяются, но некоторым наверняка из-за нехватки мощностей придется работать и зимой,— пояснил он “Коммерсанту”.— Наши подрядчики работать в снег и дождь не умеют. Такие объекты спустя некоторое время разваливаются. Тем более что в регионах контроля за ремонтом почти нет, какая техника используется, непонятно».
«Дорожники давно проводят работы при низких температурах,— возражает депутату начальник отдела контроля качества территориального управления автодорог Новосибирской области Эдуард Луцык.— При соблюдении всех условий — утеплении катков и применении разогревателей — качество укладки не страдает. Другое дело, что обеспечение этих условий требует существенных затрат».
«Даже с учетом новых технологий и добавок укладывать асфальт в «минус» нельзя,— отмечает председатель совета директоров строительной компании «Химспецстрой» Алексей Чикунов.— Упор при ремонте нужно делать не на качество асфальта (оно и так высокое), а на основание дороги. Все трещины и ямы — из-за него, и замена верхнего слоя — не панацея».