Неожиданно для саморегулируемого сообщества на минувшей неделе Госдума сразу в двух чтениях приняла законопроект, позволяющий национальным объединениям СРО в рамках их функционала для «снижения негативных последствий» введённых против России экономических санкций использовать залежавшиеся на их спецсчетах средства компфондов исключённых из госреестра саморегулируемых организаций.
Неожиданно – потому как новая статья, введённая волею депутатов в 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» 8 декабря, ранее принародно не обсуждалась. Вместе с целым рядом нововведений, касающихся деятельности Фонда развития территорий в рамках законодательства о долевом строительстве, она появилась в списке одобренных изменений законодательства ко второму чтению законопроекта № 909970-7, принятом в первом чтении ещё в 2020 году, – законопроект был тогда разработан по инициативе группы депутатов во главе с Ириной Яровой и был направлен на усиление банковского контроля за целевым использованием средств компфондов строительных СРО. Тогда депутаты были уверены, что усиленный контроль компфондов СРО гарантирует сохранность средств, полученных застройщиками от дольщиков, – т.е. обеспечивает своевременную сдачу объектов долевого строительства. Удивительно, но с данной аргументацией законопроект прошёл в Госдуме первое чтение, закрепив за банками право блокировать подозрительные перечисления со спецсчетов строительных СРО, на которых размещены средства их компенсационных фондов.
С тех пор к проекту не возвращались, но в июне текущего года достали «из закромов» и начали готовить ко второму чтению. В результате от первоначального варианта законопроекта почти ничего не осталось, но появилось много нового – в том числе и статья № 2 в 191-ФЗ, в соответствии с которой до 31 декабря 2023 года невостребованные в течение двух и более лет средства компенсационных фондов СРО, зачисленные на спецсчета национальных объединений (НОСТРОЙ и НОПРИЗ), могут быть использованы ими «для осуществления функций, направленных на снижение негативных последствий введения в отношении РФ ограничительных мер экономического характера». Перечень этих функций, порядок принятия решения об их использовании и порядок расчета допустимого объема используемых средств должен определить Минстрой России.
Напомним, что на спецсчета национальных объединений (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) попадают средства компфондов СРО, исключённых из госреестра. Эти средства используются нацобъединениями на выплаты в рамках солидарной и субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам членов СРО, а также на перевод взносов членов исключённых СРО при вступлении их в другие, действующие саморегулируемые организации. Именно эти средства, не востребованные по назначению в течение двух лет, на пока не уточнённые цели позволяет использовать принятый документ.
Отметим, что год назад (на конец 2021 года) остаток таких средств на спецсчёте НОПРИЗ составлял 532 млн рублей, а на спецсчёте НОСТРОЙ — 2 млрд 305 млн рублей.