В Национальном объединении строителей всерьёз занялись законотворчеством. В скором времени из стен НОСТРОЙ выйдет законопроект, направленный на совершенствование контрактной системы в строительстве. Какие идеи собираются в него вложить представители строительного саморегулирования, в интервью порталу «Ради Дома PRO» рассказал президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
— Прежде всего, мы считаем необходимым разработать эффективную рейтинговую систему оценки, учитывающую, кроме стоимости, сложность исполнения конкретного договора и опыт участника закупок. Сейчас сведения о наличии опыта у участника закупки заказчик проверить не может и вынужден основываться на информации из заявки. Однако на практике бывает, что участник закупки «подтверждает» наличие опыта фиктивными договорами субподряда либо имеет опыт, не совпадающий со спецификой технологических требований в предмете закупки.
В связи с этим мы предлагаем установить требование об аналогичности имеющегося у участника опыта объекту закупки, а также обеспечить прозрачность предоставляемых подрядчиком сведений, обязав размещать их в открытом доступе в целях общественного контроля. При этом в перечне документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям, копию исполненного договора строительного подряда необходимо заменить копией акта приемки объекта капстроительства.
Другая проблема заключается в недостаточной детализации взаимоотношений заказчика и подрядчика, ставящей подрядчика в зависимость от заказчика. В первую очередь, это обусловлено отсутствием авансирования таких договоров, то есть подрядчик вынужден исполнять работы за свой счет, а затем долго ждать принятия таких работ заказчиком и их оплаты. Широко распространена практика по отказу заказчиков от подписания актов выполненных работ по основаниям, не связанным с качеством этих работ.
Говоря о договорах строительного подряда, нельзя не затронуть вопрос необъективных сроков выполнения работ, в которые подрядчик не может исполнить свои обязательства надлежащим образом, в связи с чем несет финансовые потери вместе со СРО, членом которой он является. При этом СРО не может влиять на заключение договоров своим членом, а также на условия такого договора. Поэтому мы считаем необходимым ввести обязанность заказчика размещать заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства только с привлечением квалифицированного технического заказчика.
Кроме того, НОСТРОЙ считает целесообразным отменить обеспечение гарантийных обязательств для участвующих в закупках членов СРО как избыточное требование, дублирующее функции компенсационных фондов, а также исключить обеспечение исполнения договоров, заключенных с использованием конкурентных процедур, стоимостью до 60 млн руб.
Наконец, мы считаем, что необходимо обеспечить автоматизацию процессов размещения заказчиками сведений о заключении договоров, об их частичном и полном исполнении, синхронизировать их с данными бухгалтерского учета заказчиков, а также сделать доступными для СРО и нацобъединений сведения из закрытой части ЕИС, разумеется, с учетом распространения на них режима конфиденциальности.