Включившись в процесс «регуляторной гильотины», Национальное объединение строителей подготовило собственное видение общественных отношений в сфере строительного саморегулирования и альтернативный вариант структуры их нормативного регулирования. Документ был представлен от имени профсообщества на заседании рабочей группы по реализации административной реформы в сфере строительства и ЖКХ, созданной в конце минувшего года Аналитическим центром при правительстве РФ.
В анализе текущей ситуации НОСТРОЙ обращает внимание на ряд проблем, мешающих полноценному функционированию и развитию строительных компаний и СРО. Среди них — применение нескольких систем допуска на рынок, дублирование требований по обеспечению исполнения обязательств в рамках государственных контрактов и членства в СРО, отсутствие системы специализации строительных организаций по направлениям деятельности, неразвитость системы персональной ответственности специалистов и другие. Тут же указывается на недостатки обязательных требований, излишние требования и несоответствие современным требованиям способов воздействия на риски.
В альтернативном варианте будущей структуры регулирования НОСТРОЙ предлагает ослабить госконтроль за деятельностью саморегулируемых организаций и их членов. В настоящее время за деятельностью организаций в сфере строительства осуществляется двойной контроль и надзор — со стороны уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и со стороны СРО. Между тем, именно СРО несет финансовую ответственность за результат деятельности своего члена, не имея при этом достаточных полномочий для осуществления контроля в процессе строительства и предупреждения наступления тех или иных рисков, отмечают в НОСТРОЙ и предлагают ввести процедуру признания органами исполнительной власти деятельности СРО в сфере контроля и надзора за своими членами. Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в форме мониторинга предлагается закрепить за соответствующим национальным объединением. Исключением в данной конструкции останутся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, функции надзора за которыми предлагается сохранить за Ростехнадзором.
Таким образом, дублирование функций контроля и надзора за СРО и их членами будет исключено, а полномочия контрольно-надзорных органов систематизированы и разграничены, что, в свою очередь, улучшит предпринимательский климат в строительной отрасли, считают в НОСТРОЙ.