Совершенствование контрактной системы в сфере строительства стало одной из тем обсуждения на состоявшемся 21 июля заседании Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы по транспорту и строительству. Эта тема не теряет своей актуальности уже много лет, но в данном случае в центре внимания оказались 449-ФЗ с поправками в базовый закон о контрактной системе и постановление правительства № 921, уточняющее правила закупок в сфере строительства.
По словам председателя Совета СРО «Союз МООСС» и Комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов МКПП (р) Михаила Викторова, многие новеллы 449-ФЗ «можно считать свершившимися». Например, то, что строительство исключают из обязательного аукционного перечня. «Раньше оно было ориентировано на исполнение госзаказа, и когда аукцион, скажем, падал на 20-30%, о качестве не могло быть и речи. Поэтому переход к форме конкурса, учёт к квалификации участника — правильный тренд, который теперь закреплён законом», — отметил он.
Однако по-прежнему не теряет своей актуальности повышение роли СРО: «фактически СРО выступает в роли статистов, не отслеживая фазу участия в конкретных торгах». «НОСТРОЙ уже вносил предложения о возможности участия представителей СРО в квалификационных механизмах и нужно тщательно продумать этот вопрос», — подчеркнул Михаил Викторов.
Предложения НОСТРОЙ по совершенствованию процедуры закупок в строительстве озвучил на заседании глава дирекции национального объединения Виктор Прядеин. Он напомнил, что при выборе подрядчиков для исполнения госзаказа необходимо сместить акцент с цены контракта на уровень квалификации и компетенций исполнителя, и для этого нужно внедрить рейтинговую систему оценки участников с учётом их прежнего опыта. Также НОСТРОЙ предлагает отказаться от обеспечения исполнения контрактов для членов СРО с совокупным размером договорных обязательств до 10 млн руб, обеспечить региональные компании приоритетным правом участия в региональных же госзакупках в пределах 60 млн рублей) и разработать специальное регулирование системы госзакупок в строительстве на уровне самостоятельного нормативного правового акта.
На данном этапе НОСТРОЙ предлагает следующие меры:
- установить в постановлении правительства № 99 требование о наличии у исполнителя контракта аналогичного опыта и обязательство разместить такую информацию в открытом доступе;
- в перечне документов, которые подтверждают соответствие участника установленным требованиям, заменить копию исполненного контракта копией акта приемки объекта капитального строительства;
- размещать документы, подтверждающие опыт участника, в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности или же расширить функционал ЕГРЗ;
- обеспечить автоматизацию процессов размещения заказчиками сведений о заключении строительных контрактов и их исполнении, синхронизировать эти данные с данными бухгалтерского учета заказчиков;
- · и, наконец, сделать доступными для нацобъединений СРО, а также для СРО, членами которых являются исполнители по договорам, сведения из закрытой части ЕИС в сфере закупок.
Данную тему завершил заместитель главы Минстроя Дмитрий Волков. Он заявил о необходимости сокращения нагрузки заказчиков, связанной с конкурсными процедурами.
«Это огромная нагрузка, которая выражается не только во времени, но и в деньгах. В некоторых случаях у нас просто нет конкурентного рынка, и тогда эти процедуры становятся избыточной нагрузкой, — отметил замминистра. — Поэтому Минстрой предлагает перейти от одностадийного проектирования к многостадийному, и использовать эту многостадийность для сокращения сроков строительства. Кроме того, нам необходим реестр таких компаний, чтобы понимать их географию и загрузку, что позволит более эффективно и быстро выполнить конкурс».