Проблема сейсмической безопасности добралась до Общественной палаты РФ. На прошлой неделе в палате прошёл круглый стол, посвящённый возможным последствиям отмены Минстроем карт общего сейсмического районирования территории РФ (ОСР-2016). В обсуждении принимали участие как чиновники Минстроя (замминистра Дмитрий Волков), так и авторы ОСР-2016 (президент координационного совета ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве» Михаил Богданов), а также представители научного сообщества, до сих пор открыто не участвовавшие в дискуссии.
«Задача Общественной палаты — обеспечить экспертную дискуссию и открытую коммуникацию между всеми сторонами, рассмотреть в равной степени и доводы тех, кто за, и тех, кто против отмены карт. Решения, которые принимаются в области обеспечения сейсмической безопасности, должны быть обоснованы и учитывать все возможные точки зрения. Односторонний подход в этой теме, безусловно, не может быть конструктивным», — подчеркнула председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина.
По словам Михаила Богданова, последствия отмены ОСР-2016 обещают быть катастрофическими: строительство в сейсмоопасных регионах без учета возможных землетрясений может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью граждан. В то же время своим решением об отмене карт Минстрой России вынудил строителей возводить сейсмостойкие здания даже там, где землетрясения не ожидаются, что грозит российской экономике ежегодными потерями, исчисляемыми десятками миллиардов рублей.
«На мой взгляд, руководство Минстроя РФ было введено в заблуждение при подписании приказа об отмене карт общего сейсмического районирования. Я уверен, что совместными усилиями мы сможем найти решение, которое отвечает интересам Российской Федерации», — подчеркнул Михаил Богданов.
По мнению завлабораторией сейсмической опасности Института физики Земли имени О.Ю. Шмидта РАН Алексея Завьялова, перед отменой карт Минстрой России должен был как минимум проконсультироваться с учеными, обладающими профессиональными знаниями в области оценки сейсмической опасности, и не принимать столь важное управленческое решение без каких-либо обсуждений с авторами карт.
«Приказ об отмене карт ОСР-2016 появился неожиданно. Я считаю, что в данном случае руководство Минстроя поступило не совсем правильно. Выходит, что мы возвращаемся в те времена, когда карт общего сейсмического районирования не было в принципе, и главная опасность — это возникновение хаоса в оценках сейсмической опасности на территории нашей страны», — оценил ситуацию Завьялов.
Согласился с этим мнением и замдекана геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Евгений Вознесенский. «Безусловно, оценка сейсмической активности далека от идеала, однако при возвращении к предыдущим картам общего сейсмического районирования мы делаем шаг назад и повышаем риски неправильной оценки сейсмичности и безопасности сооружений. Отмена карт ОСР-2016 — это неправильный шаг», — вынес вердикт представитель вуза.
А председатель Общественного совета при Роснедрах Евгений Фаррахов прямо сказал, что, отказываясь от карт ОСР-2016, Минстрой руководствовался интересами строительного бизнеса в ущерб безопасности людей: «Мы все прекрасно понимаем, что стоимость строительства объекта на участке с повышенной сейсмической опасностью и на участке, безопасном с точки зрения сейсмичности, отличается на 10–15%, однако не следует забывать о важнейшей социальной составляющей и экономить на безопасности людей. Я считаю, что изменения, приводящие к пересмотру сейсмической опасности и, тем более, к отказу от современных знаний о сейсмической опасности, следует допускать с чрезвычайной осторожностью. Никакими деньгами мы не возвратим человеческие жизни».
Не столь драматично отнеслись к отмене карт ОСР-2016 в Центре исследований сейсмостойкости сооружений НИЦ “Строительство”. По словам замруководителя ЦИСС Александра Бубиса, данные карты построены на вероятностной основе, а безопасность строительства в сейсмоопасных регионах обеспечена высоким качеством отечественных нормативных документов по проектированию.
«За всю историю использования документов по сейсмостойкому строительству ни в СССР, ни в Российской Федерации при землетрясениях не было разрушено ни одного здания, спроектированного строго в соответствии с нормами сейсмостойкого строительства. Хочу также отметить тот факт, что все разрушительные землетрясения как в СССР, так и в современной России происходили в тех местах, где ученые не прогнозировали интенсивной сейсмической опасности», — заявил Александр Бубис.
В Главгосэкспертизе и вовсе не считают отмену карт проблемой. «Отмену карты ОСР нельзя считать проблемой для строительства, поскольку это лишь инструмент. Как и любой инструмент, сам по себе он не может оказывать существенного влияния на вопросы эффективности и безопасности строительства», — отметил начальник Управления строительных решений Главгосэкспертизы Борис Ильичёв. По его мнению, при проектировании важно учитывать объективные факторы сейсмичности, которые уточняются при проведении дополнительных сейсмических исследований.
НОСТРОЙ в данной ситуации ратует за переходный период, который позволит адаптировать инвестиционно-строительный цикл под новые условия, а при необходимости провести дополнительные исследования.
«Наше профессиональное сообщество (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) решило выделить порядка 20 млн рублей на проведение хотя бы части этих исследований. Мы считаем, что решения, влияющие на строительство, должны приниматься после тщательного взвешивания, в том числе с учетом финансово-экономических последствий», — сообщил исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин.
Замминистра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков не стал выражать сомнение в достоверности карт ОСР-2016 и сообщил, что Минстрой России уже готовит документ, возвращающий им нормативный статус, но с отложенным сроком их применения в тех регионах, где повысилась оценка сейсмической опасности. По словам замминистра, все коллизии, возникшие в связи с ОСР, устранятся в текущем году, а пока СП 14 будет опираться на карты 2015 года.
«Я рад, что наши обсуждения привели к тому, что различные деловые объединения готовы выделять средства на дополнительные исследования. Минстрой это активно приветствует. Проведение исследований по детальному сейсмическому районированию и сейсмомикрорайонированию в тех местах, где мы сомневаемся, однозначно необходимо», — завершил обсуждение Дмитрий Волков.
Подводя итоги круглого стола, Елена Шаройкина сообщила, что ключевые выводы мероприятия будут отражены в резолюции, которую предоставят всем заинтересованным сторонам, выразила благодарность Минстрою за участие в обсуждении и надежду на тесное взаимодействие в будущем.