Круглые столы и консультации, организованные национальными объединениями строителей и проектировщиков по случаю вступления в силу 372-ФЗ, до сих пор оставляют открытым вопрос о том, что делать добросовестным СРО для достижения целей повышения ответственности генеральных подрядчиков по государственным контрактам, отмечает исполнительный директор Ассоциации СРО СНО «Стройбизнесинвест» Александр Шилов на сайте «Общественного контроля».
Между тем, закон возлагает на саморегулируемые организации прямую финансовую ответственность за «несоблюдение или ненадлежащее соблюдение контрактов» их членами — в рамках компенсационного фонда договорных обязательств, который, согласно статье 60.1 Градостроительного кодекса РФ, СРО должны сформировать к 1 июля 2017 года. «Фактически это ответственность за соблюдение особых условий договора - предмет, сроки, сметная стоимость, гарантии, — отмечает Шилов. — Но если нас интересуют не только выплаты, а реальное исполнение контрактов и соблюдение сроков строительства, то перед СРО возникает актуальная задача организовать и впоследствии осуществлять контроль надлежащего исполнения контрактов, заключаемых ее членами, в том числе и для предотвращения выплат из компенсационного фонда».
Каким образом саморегулируемые организации будут организовывать такой контроль, пока не очень ясно, говорит Александр Шилов. Повышая ответственность СРО, 372-ФЗ фактически не предусматривает их участие в самом процессе строительства - как на стадии заключения контракта, так и на стадии самого строительства. Законодательством не предусмотрена обязанность предоставления СРО проектной документации ни одним из участников договорных отношений, не предусмотрены также обязанность извещать СРО о сроках начала и завершения работ, предоставлять в СРО копии заключённых контрактов, участие СРО в строительном контроле заказчика. А без проектной документации, без цены контракта, правил приемки работ и оплаты работ, без контроля за соблюдением календарного плана строительства обеспечить надлежащее исполнение контракта попросту невозможно, утверждает эксперт и в качестве альтернативы несостоятельным нормам Градкодекса предлагает обратиться к 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
«Этот закон, при условии соблюдения необходимых процедур, дает организациям широкие возможности для создания различных систем внутреннего контроля качества, — поясняет Александр Шилов. — Закон принят относительно недавно, и практического опыта его применения явно недостаточно. Но на теоретическом уровне в плоскости разработки и применения на обязательной основе стандартов СРО «зашиты» легитимные возможности решения стоящих перед СРО задач. Признавая наличие негативного опыта по внедрению стандартов организаций в ситуации, когда эти стандарты не признаются или не поддерживаются со стороны заказчика, мы не должны отбрасывать такую возможность в меняющихся условиях. Во всяком случае, это единственное направление, в котором мы можем попробовать в конструктивной плоскости развивать реализацию новых требований Градостроительного кодекса».