В связи с государственной установкой на наращивание объемов стройки вопросы качества строительства становятся особенно актуальны. О том какую роль могут сыграть СРО в решении вопросов качества размышляет Президент СРО НП «ЦОС «СФЕРА-А» Илья Константинов.
- Одной из задач деятельности саморегулируемых организаций является разработка и внедрение стандартов. Но вслед за ним возникает вопрос проверки соответствия деятельности компаний данным стандартам. Кто должен этим заниматься?
Вообще вопрос стандартов саморегулируемых организаций – это вопрос сложный. В общем, вопрос о том, что СРО пора переходить к более ответственному подходу к регуляции деятельности строительных компаний, является своевременным. Пора переходить от проверки соответствия документов компании установленным требованиям к реальному комплексному контролю деятельности компании, который подразумевает и документооборот, и менеджмент, регулирующийся и подтверждаемый ИСО и, естественно, стандарты деятельности, которые сейчас предлагаются к принятию Национальным Объединением Строителей.
Еще два года назад мы говорили о неполном объеме функционала СРО, заложенного на самом старте саморегулирования в строительной сфере. В тот момент возобладал формальный подход к контролю, формальный подход к проверке документов. И все СРО занимались тем, что, прежде всего, приводили в порядок собственные документы, и вопрос качества выполняемых работ нас не касался, потому что и полномочий таких у СРО нет. Сегодня саморегулируемая организация несет груз ответственности за качество выполняемых работ своих членов, не имея полномочий по контролю над их деятельностью. Конкретизация стандартов СРО способна эту брешь закрыть хотя бы на уровне декларации намерения членов СРО этим стандартам соответствовать.
В случае если стандарты качества СРО будут реально приняты в системе саморегулирования, непосредственно приняты в нашей СРО - в «ЦОС «СФЕРА-А», тогда эти стандарты становятся обязательными для наших членов, и у нас появляются основания для проверки их исполнения. Становятся возможны проверки качества и строительных материалов, и выполняемых работ, и экологической безопасности, сюда можно и энергоэффективность подключать, т.е. все уровни, необходимые для того, чтобы СРО с уверенностью заявило: «Да, этот строитель выполняет работы с надлежащим качеством и мы, действительно, готовы отвечать компенсационным фондом за ту деятельность, которую ведет эта компания».
- Какую роль в повышении качества строительство могут сыграть уже существующие стандарты деятельности добровольного применения, например, внедрение системы менеджмента качества ИСО-9001? Какую роль в повышении качества строительства сейчас играют системы добровольной сертификации?
Что касается ИСО 9001, то сегодня уже поздно говорить, что ИСО 9001 необходимо внедрять в систему менеджмента и управления предприятиями, потому что имидж и честь сертификации данной системы подорваны и надежд на восстановление мало. В подавляющем большинстве случаев выдача добровольных сертификатов – это поставленное на поток производство бумаги, которое реальную проверку качества менеджмента не подразумевает.
Сегодня в России сертификаты ИСО-9001 выдают несколько сотен организаций, причем заинтересованность у них не в качестве данного процесса, а в количестве: размноженные на ксероксе сертификаты продаются компаниями за несколько десятков тысяч рублей. Специалистов, которые могут провести качественную сертификацию по системе менеджмента качества в данный момент в стране практически нет, потому что в такой ситуации они неконкурентоспособны. Реальная сертификация по ИСО 9001 – это значительные затраты, а реальное внедрение системы менеджмента качества — это серьезные инвестиции в предприятие, в перераспределение управления, в ежедневный контроль качества принимаемых решений.
Конечно, введение каких-то новых стандартов, в том числе, в систему менеджмента возможно. Также возможно обновление системы ИСО-9001, но только при условии минимизации источников выдачи данного сертификата.
-Получается, что такого рода подтверждение соответствия не имеет прямого отношения к реальной деятельности компаний? Что-то должно измениться?
Совершенно верно! Это будет продолжаться, пока само сообщество — и заказчик, и исполнитель, и потребитель — не осознают, что пора нормально работать, делать качественный продукт и соответствовать стандартам, в том числе, международным. А как можно говорить о качестве, если сегодня у нас при определении исполнителя первичной является предложенная цена контракта.
В прогрессивных странах, просто неприлично на первой встрече сторон задать первый вопрос: «Сколько стоит?». Ведь сначала необходимо обсудить такие важнейшие составляющие стоимости как: качество, сроки, условия, виды материалов, эксплутационные затраты. А у нас принцип 94-ФЗ стал базовым для всех отраслей.
Мы сейчас активно развиваем СРО энергоаудиторов, и я могу сказать, что то, что делают сегодня многие компании при проведении энергоаудита — это просто беспредел. Это та же «липовая сертификация» только немного дороже. Это точно такое же печатание бумажек и принцип работы: «кто возьмет больше объектов за меньшие деньги». И дело не в исполнителях, дело в системе, в директорах, которые никак не заинтересованы в энергосберегающих технологиях.
Ведь руководитель любого госучереждения понимает, что для того, чтобы его не наказали достаточно иметь папочку с энергопаспортом, где написано, что объект соответствует нормам. И он понимает, что если вызывает реальную энергоаудиторскую компанию, то ему дадут соответствующие рекомендации, а после того, как он представит бюджет мероприятий по повышению энергоэффективности начальству, то будет уволен, потому что у всех остальных руководителей с энергосберегающими технологиями все в порядке, а затраты составили всего 50 — 100 тыс. рублей. Эта система должна измениться в корне…
Возвращаясь к основной теме могу сказать, что пока на нашем сайте СРО «ЦОС «СФЕРА-А» принципиально на первой странице написано: «Мы не требуем ИСО 9001», потому что мое отношение к этому документу сейчас такое же, как и у директоров госучреждений к энергосберегающему паспорту.