Архангельские СРО – «Союз проектировщиков» и «Союз профессиональных строителей» — упрекают заказчиков в том, что они не прописывают в конкурсной документации требование к исполнителям госзаказа о членстве в СРО и наличии компфонда обеспечения договорных обязательств. И то, и другое является обязательным для подрядчиков по закону, напоминают заказчикам саморегуляторы.
Почему заказчики зачастую игнорируют требование законодательства, в архангельских СРО объяснить не могут, но на всякий случай напоминают: средства компфонда обеспечения договорных обязательств предназначены для выплат по субсидиарной ответственности членов СРО в случае, если подрядчик не сможет исполнить обязательства по договору, оформленного по итогам тендера. Кроме этого, компфонд возмещает убытки, штрафы и судебные издержки, возникшие при нарушении обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Другими словами, членство подрядчика в СРО и наличие компфонда являются гарантией для заказчика от развития событий по негативному сценарию, когда при возникновении проблем стороны уходят в многомесячные судебные разбирательства, а сам проект переходит в разряд долгостроя.
«Если это требование не соблюдается, то у любого участника торгов, а также надзорных структур автоматически возникает право обжаловать действия заказчика, вплоть до расторжения заключенного договора. Такое положение дел нарушает права и законные интересы остальных участников закупки, ставит их в неравные условия, – прокомментировал ситуацию исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей» Андрей Бессерт. – Саморегулируемая организация осуществляет, в том числе, общественный контроль в сфере закупок, и при выявлении нарушений может обратиться в суд для защиты интересов участников Союза. Но этого допускать как раз и не хочется!»
Данную тему саморегуляторы обсуждали недавно в широком кругу — с представителями регионального Управления ФАС, Контрактного агентства, областной Контрольно-ревизионной инспекции. Контрактное агентство обязалось провести разъяснительную работу среди заказчиков региона, а СРО – донести всю необходимую информацию до собственных членов, принимающих участие в закупках.