Прездент СРО «Союзатомстрой» Виктор Опекунов заявил о поддержке законопроекта № 892161-6 «О внесении изменений в статью 60 Градостроительного кодекса РФ», согласно которому саморегулируемые организации, не разместившие на спецсчетах свои компфонды в размере так называемого «исторического максимума» (суммы, сформированной до вступления в силу 372-ФЗ), лишаются статуса СРО. Он твёрдо уверен в том, что «неблагонадёжные» СРО должны ответить за утрату вверенных им средств и, соответственно, уступить место на рынке более добросовестным коллегам.
В настоящее время законопроект № 892161-6 готовится ко второму чтению в Госдуме, и, как утверждают сведущие люди, в ближайшее время будет принят. О том, в чем суть предлагаемых им изменений, и как его нормы повлияют на деятельность СРО и строительных организаций, Виктор Опекунов рассказал Агентству новостей «Строительный бизнес».
«Несмотря на болезненные реформы градостроительного законодательства последнего времени, этот законопроект в большой степени восстанавливает справедливость по отношению к тем СРО, которые с первого дня своего создания бережно относились к деньгам строительных организаций и сохранили компенсационные фонды в полном объеме на уровне того самого «исторического максимума». Законопроект существенно уточняет позиции 372-ФЗ и, фактически, закрывает возможность легализовать потери компенсационных фондов, которые на сегодняшний день, как мы знаем, в совокупности составляют около 60 млрд. руб. 147 из 267 СРО не разместили или разместили не в полном объеме деньги компенсационных фондов на специальных счетах. В случае принятия законопроекта, таким СРО придется нести за это ответственность и это справедливо», — отмечает Виктор Опекунов.
По его мнению, второй важнейшей нормой законопроекта является обязанность СРО распределять средства компенсационного фонда, накопленные за счет депозитных процентов, на членов СРО, участвующих в формировании нового компфонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). Законопроект предусматривает распределение, пропорциональное сумме ранее внесенных строительными организациями средств компфонда. Эта норма призвана снизить финансовую нагрузку на строителей, которым эти средства зачтутся в качестве взноса в компенсационный фонд, если они выполняют работы в рамках конкурсных процедур в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ и участвуют в формировании компфонда ОДО.
«Действительно, сегодня нет механизма использования средств, накопленных за счет депозитных процентов банка, для формирования КФ ОДО. Поэтому строительным организациям приходится вносить взносы дополнительно и в полном объеме, что негативно сказывается на отрасли в целом, ведь, эти деньги, по сути, выводятся из строительного комплекса. При этом, к примеру, в СРО «Союзатомстрой» в полном объеме сохранен исторический максимум компенсационного фонда, размер которого составляет 813 млн. руб. из которых 200 млн. – сумма накопленных процентов по банковским депозитам. Нет никаких сомнений в том, что эта сумма в значительной степени способна обеспечить ответственность строительных организаций – членов СРО по договорным обязательствам, и мы считаем справедливым распределение этих средств пропорционально взносам наших компаний. Ранее я представлял в Минстрой России свое предложение перераспределять не только средства, накопленные от депозитных процентов, но и часть компфонда, сформированного исключенными, либо добровольно вышедшими из СРО компаниями, тогда финансовая нагрузка на бизнес была бы еще ниже. Но хорошо, что норма, пусть и в таком несколько урезанном виде, нашла свое отражение в новом законопроекте», — добавляет В. Опекунов.
Таким образом, СРО, полностью или частично утратившие средства компенсационных фондов, находятся в зоне высокого риска лишения своего статуса. Тот же законопроект оговаривает, что у таких СРО есть время восстановить исторические максимумы компфондов до 1 сентября 2017 года, а если этого не произойдет, то уже с 1 октября 2017 года Ростехнадзор будет лишать их статуса саморегулируемых организаций. Совершенно очевидно, что строительные компании, состоящие в таких СРО, не смогут рассчитывать на какую-либо финансовую поддержку за счет распределения средств компенсационных фондов.
По оценке Виктора Опекунова, лишиться статуса могут более 50% СРО, что, безусловно, отразится и на работе их членов – строительных организаций. Строительным компаниям, считает собеседник АНСБ, сегодня стоит задуматься о своей дальнейшей судьбе: оставаться в тех СРО, которые находятся в зоне риска, или выбирать из тех, которые педантично исполняют все требования законодательства и обладают большим потенциалом развития. На этот выбор остается меньше месяца, ведь переход из одной СРО в другую после 1 июля 2017 года, в соответствии с действующим Градостроительным Кодексом, будет невозможен. В случае добровольного выхода из СРО или же исключения из ее членов после этой даты, организации лишаются права в течение одного года вступать в другие СРО и, фактически, теряют правоспособность заниматься строительной деятельностью.
По словам Виктора Опекунова, руководители многих строительных организаций до сих пор плохо представляют себе ситуацию с реформой саморегулирования и, следовательно, недооценивают риски участия в СРО, которые нарушают законодательство. Однако есть и такие строительные компании, которые «уже сейчас выбирают иной путь развития и переходят в СРО, которые не просто исполняют законодательство, но и ведут системную работу, направленную на развитие строительного комплекса».
Далее господин Опекунов говорит о том, насколько выгодно от «неблагонадёжных» СРО отличается «Союзатомстрой», о преобразовании отраслевой организации в «многоотраслевое партнёрство», об отлаженной системе стандартизации и подготовки рабочих кадров, а также о способности СРО осуществлять полноценный контроль выполнения своими членами договорных обязательств и нести вместе с ними ответственность за качество строительства. Но это, как говорится, уже «на правах рекламы».