Проблема изношенности дорожно-транспортной инфраструктуры в России особенно остро стоит на региональной и местной сети. Одним из основных факторов, определяющих такое состояние дорог и сооружений, является их протяженность. В России около 1600 тысяч километров дорог общего пользования, из них около 63% — местного значения и только 4% — федерального.
По данным Росстата, нормативным требованиям отвечает лишь около 54% автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Пять лет назад этот показатель составлял 52%. С 2020 года наблюдается постепенный рост числа объектов, приведенных в нормативное состояние.
Искусственные сооружения (мосты и эстакады) можно отнести к критически важным объектам дорожной инфраструктуры, которые испытывают повышенные напряженно-деформационные нагрузки. Контроль за их состоянием необходимо проводить не дискретно, а постоянно, создавая систему непрерывного мониторинга технического состояния с использованием компьютерного моделирования, установки специальных тензодатчиков и др. Это позволит отслеживать нагрузки и деформации сооружения в режиме реального времени.
В федеральном проекте «Региональная и местная дорожная сеть» на 2024 год предусмотрено приведение в нормативное состояние 139,3 тысячи погонных метров искусственных сооружений, а к 2030-му этот показатель должен достичь 290 тысяч метров.
Напомним, что в 2023 году построено, отремонтировано и реконструировано около 750 искусственных сооружений.