Разговоры об обязательности применения BIM-технологий ведутся уже не первый год, однако в России до сих пор нет ни одного документа, в котором это требование было бы закреплено официально. Почему в стране так и не принят BIM-мандат и нужен ли он вообще, говорили на форуме «День инноваций-2017».
Как сообщает портал «Ради Дома PRO», в рамках III международного форума «День инноваций в архитектуре и строительстве» состоялся круглый стол «BIM: право или обязанность». Главной темой дискуссии стала своевременность введения в России BIM-мандата, то есть требования обязательности использования технологии информационного моделирования.
По словам гендиректора компании «Конкуратор» Марины Король, Минстрой не первый год анонсирует грядущий перевод на BIM всех объектов госзаказа, однако на сегодняшний день нет ни одного документа, в котором было бы зафиксировано требование введения BIM-мандата. Между тем, развитие строительной отрасли невозможно без единых «правил игры», и задача сформулировать их лежит именно на государстве.
«Если государство не осознает, что нужны общие для отрасли стандарты, проектировщики в зависимости от конкретного заказчика должны будут удовлетворять совершенно разным требованиям. И если государство не обозначит намерения ввести эти требования в перспективе трех (четырех, пяти…) лет, если не начнется осмысленная работа, то мы окажемся далеко в хвосте», — заявила Король
«Если государство — заказчик, то оно должно поставить задачу: как должна выглядеть информационная модель, — согласился с коллегой член Комитета по экспертизе и аудиту НОПРИЗ Сергей Журавлев. — Пока мы не перейдем к параметрическому проектированию, пока у нас не будет полного набора контролируемых параметров для объектов капитального строительства — пока этого контроля внутри модели не будет, преждевременно говорить об обязательности применения BIM».
Другая проблема, с которой сталкиваются сегодня все работающие в BIM проектировщики, связана с несовершенством нормативной базы, что особенно остро ощущается на этапе согласования проектной документации. «Следуя нашей нормативной документации, мы выдаем всю информацию по ГОСТу, и это накладывает существенные ограничения на само развитие модели», — признал руководитель направления информационного моделирования AECOM Россия Андрей Кумсков.
«Технологию BIM нужно внедрять в процессы согласования проектной документации со стороны государства, — отметил генеральный директор «Северин Проект» Александр Балабин. — Это не только сократит сроки, но и станет стимулом к тому, чтобы заказчики и инвесторы также начали рассматривать документацию в BIM».
По мнению заместителя гендиректора «ПСС Грайтек» Павла Балобанова, государству BIM не очень-то и нужен, поскольку прозрачность и жесткий контроль за бюджетом и качеством работ не являются приоритетом для российских госстроек.
Таким образом, на практике получается, что больше всего для развития информационного моделирования делают сами проектировщики, тогда как другие участники строительного процесса в массе своей даже не осознают преимуществ BIM. «Во Франции и Голландии драйвером развития BIM-технологий стали именно подрядчики. В России же подрядчики — это «слабое звено», — посетовала заместитель гендиректора M.K.3 Анастасия Семенченко. - Важно, чтобы BIM-модель была нужна не только проектировщику, но и конечным пользователям. Да, государство, это важнейший клиент, но, к счастью, частные заказчики еще есть, и они заинтересованы в экономически эффективных проектах».