Впервые в новейшей истории российской юриспруденции в мировое соглашение, заключенное в рамках арбитражного процесса, было включено условие о вознесении молитв за здравие оппонента. Как сообщил Петербургский правовой портал, именно такое мировое соглашение удостоверил Арбитражный суд Нижегородской области. Оно было заключено между коммерческой организацией и Нижегородской Епархией Русской Православной Церкви в споре о взыскании с духовной организации долга по договору подряда.
Как поясняется на портале, Нижегородская Епархия РПЦ заказала у коммерческой организации разработку проектной документации для установки блочно-модульной котельной в одном из своих зданий. Компания выполнила свои договорные обязательства, однако отделение РПЦ оплатило только половину положенной суммы за выполненные работы, перечислив за проект вместо 916 тысяч рублей 458 тысяч. Проектная организация обратилась в суд с иском о взыскании остатка суммы и процентов, набежавших за ее использование. Однако до начала рассмотрения дела по существу сторонам удалось договориться, и они заключили мировое соглашение. По его условиям, Нижегородская Епархия РПЦ обязалась выплатить истцу 200 тысяч рублей и: «возносить молитвы о здравии раба Божиего Арсеньева Ивана Михайловича и раба Божиего Лепустина Сергея Александровича, их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях». Взамен проектная организация пообещала отказаться от всех своих материально-правовых требований к ответчику, составляющих предмет искового заявления. То есть, за молитвы о здравии учредителей проектная компания отказалась от 258 тысяч рублей долга и 65 тысяч рублей процентов, пени и пошлины за обращение в суд суммарно.
Арбитражный суд это мировое соглашение утвердил, отметив, кстати, что «определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца с момента его принятия». А поскольку вознесение молитв оказалось существенным условием судебного акта, то и приступить к ним представители Нижегородской Епархии РПЦ должны были незамедлительно, то есть сразу же после оглашения постановления судом.
Правда, у юристов к данному решению суда сразу же возник ряд вопросов. Например, можно ли «обещание возносить молитвы» квалифицировать как «обязательство одной стороны перед другой» в соответствии с п.2 ст.140 АПК РФ? Или — каким образом можно проконтролировать это необычное условие мирового соглашения?
Между тем, судья Е.А.Назарова приняла решение производство по делу прекратить и вернуть истцу уплаченную госпошлину.