21 августа 2024 г. в Благовещенске состоялась научно-практическая конференция Федерального дорожного агентства «Осуществление дорожной деятельности и совершенствование системы мониторинга автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты».
В мероприятии приняли участие губернатор Амурской области Василий Орлов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, представители Росавтодора и подведомственных ему учреждений, Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», Российской академии наук, а также руководители региональных дорожных ведомств субъектов РФ.
Руководитель Росавтодор Роман Новиков отметил, что Амурская область стала отправной точкой для новой истории развития автомобильной дороги Р-297 «Амур»: именно здесь в 2000 году Президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение дорожникам завершить строительство трассы Чита – Хабаровск в кратчайшие сроки и без потери качества. К реализации этого амбициозного проекта с момента проектирования строительства было привлечено большое количество технологов, ученых и отраслевых экспертов. Совместное глубокое изучение технологических процессов и формирование методики их выполнения в условиях криолитозоны стало основой при проектировании и строительстве этой трассы, а также модернизации существующих дорог, проходящих в зоне распространения вечной мерзлоты. Сегодня в регионе активно развивается вся транспортная система, набран хороший темп по повышению связанности территорий и развитию логистических маршрутов с учетом особенностей местности и климатических изменений.
С докладом, посвященным промежуточным результатам работы Росавтодора в этой области, выступил начальник Управления научно-технических исследований и информационных технологий Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец. В своем выступлении он отметил, что стремительные климатические изменения, которые возникают в первой дорожно-климатической зоне, начали оказывать существенное влияние на дорожную деятельность. При этом, как показала практика, традиционные технические решения при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог, проверенные годами прошлого столетия, не всегда компенсируют динамику криогенных процессов. Сегодня дорожному хозяйству крайне важно работать на опережение: отслеживать негативные тенденции, своевременно адаптироваться к новым климатическим реалиям.
С этой целью в 2021 году Росавтодор реализовал целый план мероприятий по мониторингу состояния автодорог в криолитозоне. По словам спикера, благодаря консолидации усилий ведомства, федеральных казенных учреждений Упрдор «Вилюй», Упрдор «Забайкалье», Упрдор «Лена», ДСД «Дальний Восток», отраслевых экспертов и научных институтов Российской академии наук удалось реализовать восемь мероприятий из девяти основных: разработать методические рекомендации по созданию системы мониторинга и сформировать план работ по расходам на создание этой системы, определить места размещения стационарных постов мониторинга, провести Совет главных инженеров с целью обмена полученными результатами и выработки предложений по увеличению срока службы автодорог в зоне вечной мерзлоты, а также установить мониторинговые посты на экспериментальных участках дорог. Уже устроено семь мониторинговых постов, один из них появился на 288-м км трассы Р-297 «Амур». Сегодня уже можно сделать первый предварительный вывод: вечная мерзлота находится в жидком состоянии, поэтому в отдельных случаях теперь нужно предусматривать технические решения по стабилизации земляного полотна с устройством свайного основания.
В настоящее время Федеральное дорожное агентство продолжает работу в области мониторинга изменений в криолитозоне: сбор и анализ данных, получаемых с мониторинговых постов, определение стабилизационных мероприятий для обеспечения эффективной эксплуатации автодорог в зоне вечной мерзлоты, а также разработку нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации участков дорог. Реализация мероприятий позволит создать современную систему мониторинга и накопить массив данных, анализ которых позволит перейти на новый уровень ведения работ в криолитозоне. Также это позволит в будущем использовать полученную информацию при развитии Арктической зоны Российской Федерации.
В ходе научно-практической конференции участники подробно обсудили нюансы организации и обеспечения работоспособности наблюдательных постов, а также дальнейшие мероприятия, направленные на повышение устойчивости автомобильной дороги Р-297 «Амур». В рамках мероприятия также состоялась торжественная церемония вручения наград Федерального дорожного агентства и Правительства Амурской области.
Фото rosasfalt.org