Снижение доступности заемного финансирования, а также кризис на рынке коммерческой недвижимости заставляют столичные власти пересматривать проекты транспортно-пересадочных узлов с тем, чтобы привлечь инвесторов, пишет газета «Ведомости».
«Даже те проекты, которые уже прошли градостроительно-земельную комиссию (ГЗК), приходится пересматривать, — цитирует издание слова председателя Москомстройинвеста Константина Тимофеева. — Например, проект ТПУ «Полежаевская» был согласован и прошел общественные слушания, однако потенциальные инвесторы предлагают разместить жилье в его границах. Также поступали предложения убрать из ТПУ «Алма-Атинская» офисы и уменьшить объем торговой части, что дало больший экономический эффект».
Каждый ТПУ состоит из технологической части (перрон, переход, полицейский участок, туалет и т. д.) и коммерческой (магазины, офисы, гостиницы, рестораны и проч.), поясняет газета. Последняя утверждается проектом планировки территории и выходит за границы транспортной части.
Столичной ГЗК (Градостроительно-земельной комиссией) уже одобрено появление жилой части у проектов шести ТПУ («Шелепиха», «Лефортово», «Рассказовка», «Люберецкая», «Мичуринский проспект» и «Озерная»). Город тем самым дает инвестору возможность компенсировать затраты, однако, по словам Тимофеева, не ждёт высокого спроса на эти проекты и будет их выставлять на торги даже при наличии единственного интересанта.
До конца этого года столичные власти планируют провести конкурсы на привлечение инвесторов на ТПУ «Ботанический сад» (44 600 кв. м офисов, торговый центр на 45 400 кв. м, апарт-отель – 45 000 кв. м), «Новохохловская» (13 000 кв. м) и «Сити» (117 050 кв. м). Эти узлы расположены рядом со станциями МКЖД и в настоящее время находятся в активной стадии строительства технологические части.
«С привлечением средств частных инвесторов есть юридические трудности, — рассказал газете представитель стройкомплекса Москвы. — Есть несколько разных организационно-правовых схем, каждая из них включает в себя конкурсные процедуры по выбору инвестора. Вопрос в том, в какой части инвестор будет участвовать – полностью или только в коммерческой части, и как гарантировать строительство того, что ожидает город».
А вот гендиректор Infranews Алексей Безбородов считает, что в Москве не нужно так много ТПУ. «В каждой префектуре 1–2 проблемных места. Остальные узкие места можно изменить разметкой, светофорами и честным исполнением своих обязанностей сотрудниками ГИБДД», – уверен он.
У гендиректора ГК «Пионер» Андрея Грудина иное мнение: «Это интересный и современный вид недвижимости мегаполиса. Качественные, сбалансированные ТПУ будут решать глобальную задачу появления новых субцентров в Москве. Для нас это стратегическое направление развития компании, мы создали подразделение, которое занимается исключительно ТПУ».
Кстати, «Пионер» намерен участвовать в торгах по ТПУ «Ботанический сад», и уже возводит неподалёку жилой комплекс «Life – Ботанический сад». «Важно, чтобы состав недвижимости был сбалансирован, чтобы одна функция поддерживала другую и все работало в комплексе», — считают в компании.