Крымский парламент внес в Госдуму законопроект, который в случае его принятия позволит властям Крыма и Севастополя до конца 2016 года определять особые нормы технического регулирования в регионе, пишет газета «Коммерсант». Крымские депутаты полагают, что без ограниченной автономии в этой сфере невозможно прохождение госэкспертизы строительных проектов в Крыму в рамках региональной ФЦП.
Госсовет Крыма попросил наделить органы исполнительной власти республики и города Севастополя до 1 января 2017 года правом регулировать нормативными актами не только вопросы имущественные или градостроительные, но и вопросы в сфере технического регулирования. Законопроект был проголосован Госсоветом Крыма 27 июля, 29 июля подписан его председателем Владимиром Константиновым и 31 июля внесен в Госдуму. Проект закона предполагает, что «по согласованию» с федеральными органами власти Крым и Севастополь могут до 1 января 2017 года решать все вопросы, относящиеся к техническому регулированию, собственными документами на региональном уровне.
Как пояснил вице-спикер Госсовета Константин Бахарев, «поправки необходимы для того, чтобы ввести в эксплуатацию объекты, строительство которых было начато до вхождения Крыма в состав РФ. Также поправки помогут пройти главгосэкспертизу по объектам, реализация которых запланирована в рамках ФЦП социально-экономического развития Крыма». По словам депутата, такие объекты должны проходить главную государственную экспертизу. Господин Бахарев также отметил, что при подготовке законопроекта крымские парламентарии консультировались с Министерством строительства и ЖКХ РФ. Документы к постановлению Госсовета Крыма уточняют: речь идет не столько об уже начатых проектах, сколько о проектируемых.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что проблемы у Крыма и Севастополя вызывает сооружение объектов, включенных в ФЦП по развитию Крыма и Севастополя до 2020 года. Согласно этому документу, по ряду объектов проектно-сметная документация разрабатывалась с учетом строительных норм и правил, действовавших на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, поэтому власти Крыма сомневаются в том, что на эту документацию может быть получено заказчиком положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза».
Как отмечает издание, украинские сметные нормативы действительно не могут быть прямо применены в проектах на территории РФ, однако разработка на базе украинских сметных стандартов собственных крымских и севастопольских «переходных» сметных нормативов (в отличие от строительных норм и правил, которые в целом близки к российским) в краткие сроки невозможна. При этом на прошлой неделе постановлением правительства РФ на всей территории России запрещено применение индивидуальных сметных нормативов, за исключением отдельных случаев, на которые нужно оформлять постановление правительства РФ. При этом основной объем проектирования строек в рамках крымской ФЦП как раз придется на ближайшие полтора года — утвержденные до начала 2017 года в особом порядке проекты будут возводиться до 2020 года, а учитывая российскую практику, и позже. Для Крыма и Севастополя принятие законопроекта Госсовета Крыма Госдумой означает сохранение любых индивидуальных и отраслевых сметных нормативов (и возможности завышения стоимости госстроек) на несколько последующих лет.
В практике российского парламента законопроекты, переданные из региональных парламентов, принимаются достаточно редко: без прямой поддержки правительства или президента Госдума стандартно отклоняет их под техническими предлогами, отмечает «Коммерсант».