Аналитики рынка недвижимости фиксируют падение продаж на первичном рынке столичного региона. К главным причинам – низкой платёжеспособности населения и росту цен на новостройки – прибавилась ещё одна. После краха Urban Group, крупнейшего застройщика Подмосковья, на первичном рынке жилья обнаружились признаки кризиса доверия, сообщил «Коммерсантъ».
Ссылаясь на данные аналитиков ЦИАН, издание констатирует: число сделок на рынке первичной недвижимости снизилось впервые с начала 2018 года. В частности, в Подмосковье число сделок снизилось более чем на 12%, в Новой Москве — на 11%, в старых границах столицы — на 4%. По мнению аналитиков, для столичного региона снижение покупательской активности в июне нетипично.
Руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов считает, что одной из причин снижения спроса стал негативный информационный фон, сформировавшийся из-за краха Urban Group. Ранее проекты компании генерировали 5–6% от общего числа сделок на первичном рынке Подмосковья. Теперь её потенциальные покупатели переключились либо на соседние проекты, либо на вторичный рынок. С начавшимся кризисом доверия в Подмосковье соглашается и управляющий партнер «Метриум» Мария Литинецкая: здесь были сосредоточены основные проекты Urban Group.
Не меньше отразилась на спросе и тенденция к росту цен в новостройках. За месяц в Москве средняя стоимость первичного жилья выросла на 1,8%, за год — на 5,3%, до 194,2 тыс. руб. за 1 кв. м. Виной тому – обновлённое законодательство, усложнившее для застройщиков процесс привлечения средств дольщиков.
Падение интереса покупателей к первичной недвижимости совпало с сокращением предложения: по итогам второго квартала этот показатель сократился на 9%, до 3,93 млн кв. м, относительно аналогичного периода прошлого года — это максимальное снижение за последние пять лет. Данную ситуацию эксперты объясняют «вымыванием с рынка части предложения из-за сокращения выходящих на рынок проектов». Несмотря на то, что число выданных разрешений на строительство в первом полугодии заметно выросло, инфраструктура для многих заявленных проектов еще не готова. В таких случаях застройщики не выводят корпуса следующих очередей, пока не распроданы находящиеся в активной реализации, — чтобы избежать конкуренции между собственными объектами.