Фирма «Титан Демонтаж Строй» (ТДС), связанная с крупным петербургским охранным холдингом «Титан», приобрела у «Группы ЛСР» Андрея Молчанова ее бетонные заводы, сообщает «Деловой Петербург». Эксперты оценили сделку в 1,5 млрд рублей. Новый собственник активно работает на рынке генподряда и планирует собственные строительные проекты.
Как пишет сегодня «ДП», «Группа ЛСР» и «Титан Демонтаж Строй» подписали договор купли–продажи по семи бетонным заводам в Петербурге и четырем в Москве. В 2014 году они произвели 1,6 млн м3 бетона, в том числе 1,2 млн м3 в Петербурге и около 0,4 млн м3 в Москве. «Покупатель ждет одобрения сделки в ФАС. А ее закрытие состоится в середине августа», — сообщил источник газеты.
В ТДС предстоящую сделку подтвердили и уточнили, что приобретение заводов является лишь частью создаваемого кластера по производству высокотехнологичного бетона в Петербурге и Москве — с открытием научно–методического центра и современных лабораторий. При этом в рамках проекта планируется приобрести дополнительные мощности и существенно увеличить объем дополнительных инвестиций. «Речь идет о создании крупного холдинга по безопасности, включающего в себя в том числе и безопасность в строительстве», — сообщили в ТДС. Там также добавили, что бетонное направление возглавит гендиректор компании «Стройком» Андрей Ледовских, по двум бетонным заводам которой уже подписан предварительный договор о покупке.
В пресс–службе «Группы ЛСР» отметили, что все бетонные заводы в Петербурге работают в плановом режиме, а вот заводы в Москве уже полгода как законсервированы. «Решение о продаже бетонного направления укладывается в стратегию «Группы ЛСР» по оптимизации бизнеса, — подчеркнули в пресс-службе. — Холдинг намерен сфокусироваться на более доходном девелопменте, что позволит увеличить акционерную стоимость компании и сократить ее долговую нагрузку».
Сколько ТДС заплатит за заводы Группы, не раскрывается. По оценке гендиректора компании «Пилигрим» Андрея Мукосеева, если новый собственник покупает только оборудование заводов, актив обойдется в 400 млн рублей. «А если заводы проданы с земельными участками, часть которых у «Группы ЛСР» в собственности, а часть — в аренде, то сделка может достигать 1,5 млрд рублей», — говорит Андрей Мукосеев.
Покупка заводов «Группы ЛСР» в одночасье выведет «Титан Демонтаж Строй» в лидеры бетонного рынка региона, хотя до сих пор компания производством бетона не занималась. Основная сфера ее деятельности, согласно информации сайта, — это демонтажные работы, строительство и реновация территорий. Собеседник «ДП» с демонтажного рынка рассказал, что недавно ТДС выиграл тендер на снос первой очереди зданий завода «ЗИЛ» в Москве, предложив за контракт вместо 300 млн рублей 80 млн, буквально «нокаутировав всех конкурентов».
Бизнес ТДС на 100% контролирует Владимир Хащанский. Выручка фирмы за 2013 год (последние данные отчетности) составила 70 млн рублей, прибыль — 10 млн рублей. С недавнего времени Владимир Хащанский на 100% владеет и охранной фирмой «Титан», созданной в 1990–х годах выходцами из правоохранительных органов. «Охранный бизнес сейчас переживает не лучшие времена. Возможно, данная сделка — попытка диверсифицировать бизнес во что–то более стабильное и эффективное», — говорит один из участников рынка охранных услуг.
Эксперты считают, что данная сделка окажет позитивное влияние на бетонный рынок Петербурга. Но новичку, по их мнению, будет трудно удержать лидерские позиции. «Пока не ясно, как новый игрок проявит себя, но для рынка это хорошее событие. Вместо игрока с развитой ресурсной базой появится игрок, заточенный на получение прибыли и рост бизнеса. Как минимум цена на товарный бетон перестанет снижаться», — рассуждает гендиректор «Решения» Александр Батушанский.
«Это очень хорошая новость для производителей бетона. Лидерами рынка стали люди, которые в этом бизнесе не разбираются. Они могут снизить объемы производства (если совсем его не загубят). Место на рынке освободится, и другим фирмам станет гораздо легче работать», — заявил один из производителей бетона.
Гендиректор компании «Лидер бетон» Сергей Янкин также считает, что у бетонного рынка появился шанс на восстановление. «Но для того, чтобы его маржа из нынешней отрицательной вернулась на уровень 5–7% годовых, цены на бетон должны вырасти на 10%», — считает он. С коллегой согласен и гендиректор «Ленстройдетали» Андрей Сабылин: «Наконец–то закончится вакханалия со снижением цен на бетон. Рынок вздохнет спокойнее».
Издание напоминает читателям, что в нынешний кризис бетонный рынок Петербурга ввергла в том числе и ценовая политика «Группы ЛСР»: она зарабатывала не на бетоне, а на продажах цемента (его доля в себестоимости бетона — 70%) и девелопменте и поэтому производила большие объемы бетона, в том числе для внутреннего потребления, по низким ценам. Другие производители вынуждены были подстраиваться под ценовую политику лидера. В результате маржа бетонного бизнеса в Петербурге упала до нуля.
Однако в конце прошлого года «Группа ЛСР» продала цементный завод холдингу «Евроцемент Груп», предварительно зафиксировав для себя низкие цены на цемент на год (для остальных потребителей «Евроцемент Груп» подняла цены на 5%), что лишь усугубило неравенство на бетонном рынке.
Объем бетонного рынка СПб и Ленобласти, по данным компании «Решение», на начало 2015 года составлял 6,1 млн м3 (около 20 млрд рублей), но к середине года уменьшился на 10–12%. При этом цены на бетон упали на 3–4%, хотя цемент подорожал на 5–6%. В городе работает не менее 160 бетонных узлов от 90 компаний, причем их загрузка составляет 15–18%, а у ведущих игроков — 30–50%.
Проектные мощности местных бетонных заводов в 6 раз превышают реальные потребности рынка. Но интерес инвесторов к производству бетона не ослабевает. За последний год, по данным «Решения», в городе было открыто до 10 новых бетонных узлов. Дело не только в низком пороге входа на этот рынок (один завод стоит до 1,5 млн евро), но и в полном отсутствии над ним госконтроля
«Я надеюсь, что новый собственник покупает бетонный бизнес «Группы ЛСР» для развития, — оценивает ситуацию эксперт бетонного рынка, экс-директор «Такси-бетон» Андрей Бибиков. — Тут, конечно, могут быть варианты, учитывая основной профиль покупателя, но я всегда верю в лучшее. Если будет развитие — это огромное благо для рынка. Расстановка сил на нем будет зависеть от опыта и мастерства игроков. Сегмент очистится. И оставшиеся игроки будут играть по рыночным правилам. Сейчас маржа бизнеса около нуля. В лучшие годы она достигала 25%. А накануне кризиса 2008 года равнялась 15%. Я надеюсь, что маржинальность вернется на этот уровень».