Основными темами обсуждения стали: разработка концепции Учебно-производственного центра подготовки и переподготовки рабочих и специалистов для отраслей строительства и ЖКХ, разработка учебных программ повышения квалификации ИТР, рабочих и руководителей строительных компаний, создание учебных материалов и реализация учебной программы повышения квалификации ИТР, а также перспективы дальнейшего сотрудничества России и Финляндии в области дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов строительной отрасли.
С приветственным словом к участникам семинара обратился ректор финского учебно-производственно центра г. Коувола Харри Виртанен. С докладами от финской стороны выступили руководитель проекта «Edustroi Finland» Григорий Дементьев, исполнительный директор Фонда развития строительства и ЖКХ «Finedu Finland» Матти Ваатайнен, региональный директор Союза строительной промышленности Финляндии в Юго-Восточной Финляндии Раймо Хови, главный разработчик системы DIGIRATU Тимо Пяссиля.
Российскую сторону представляли заместитель председателя Комитета по профессиональному образованию Национального объединения строителей Александр Роботов, директор СПб ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства» Наталия Смирнова, ректор АНО «МИПКИ» Наталия Кизиева, руководитель экспертного центра оценки документов об образовании УМЦ ЭЦОДО Евгений Шевченко, представители Санкт-Петербургского Политехнического государственного университета Ксения Стрелец и Петроченко Марина.
О перспективах развития взаимодействия России и Финляндии в сфере повышения квалификации ИТР и рабочих проинформировал участников семинара Григорий Дементьев. Он отметил, что инвестиционная привлекательность проектов в сфере образования в России очень низка, поэтому для того, чтобы обеспечить успешное развитие системы профессионального образования, необходимо в корне изменить к ней отношение власти и бизнеса. Один из важнейших вопросов: будет ли жизнеспособным российско-финский учебно-производственный центр, аналогичный тем, что работают в Финляндии? «В том виде, в котором они существуют сегодня – нет. Это связано со спецификой российского рынка образовательных услуг, когда, в отличие от Финляндии, государство не является гарантом деятельности учебных центров. Кроме того, важно подобрать экспертный состав для формирования программ обучения. Хочу отметить, что в ближайшее время будет сформирован российско-финский исполнительный орган, в компетенции которого будут находиться все эти вопросы, а зоны ответственности будут четко распределены», — подытожил Григорий Дементьев.
Одним из вопросов, вызвавших большое внимание участников семинара, стала организация международных соревнований среди специалистов рабочих профессий в рамках Национального конкурса «Строймастер». Было отмечено, что ориентировочной датой их проведения стала первая декада декабря 2012 года. Российская и финская стороны будут представлять специалисты рабочих профессий — каменщики, штукатуры, плиточники, облицовщики.
Выражая мнение российской стороны, Александр Роботов оценил проект «Эдустрой» как весьма перспективный и внес ряд конструктивных предложений, суть которых заключается в том, что концепция построения и развития данного проекта может базироваться на деятельности профессиональных комитетов, являющихся структурными подразделениями НОСТРОЙ – Комитета по профессиональному образованию и Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров. В связи с этим Александр Роботов предложил аккредитовать образовательные продукты, созданные в рамках проекта «Эдустрой» в системе повышения квалификации и аттестации НОСТРОЙ, придав ему статус общегосударственного проекта, обязательного для исполнения всеми участниками строительной отрасли России.
Фонд развития строительства и ЖКХ «Finedu Finland» учреждён Союзом строительной промышленности, крупнейшими строительными компаниями и образовательными учреждениями Финляндии в 2009 году. Основными задачами Фонда являются финансирование и реализация международных программ и проектов, направленных на развитие строительной отрасли, системы профессионального и дополнительного профессионального образования в России.