Сокращение дефицита соцобъектов продолжает оставаться одной из ключевых задач Смольного. Их строят за счёт бюджета, требуют с застройщиков, а недавно заявили о концессионном проекте. ГК «ПИК» в рамках ГЧП берётся реконструировать старую школу.
Текущий дефицит социальной инфраструктуры в городе составляет 84 детских сада, 50 школ и 25 объектов здравоохранения. В общей сложности — 159 адресов на 112,9 млрд рублей. Из них обязательствами инвесторов и бюджета пока закрыты лишь 115 на 86,3 млрд рублей. Ещё для 44 требуется финансирование в размере 26,6 млрд рублей. И Смольный эти миллиарды всеми силами пытается отыскать.
Практика требовать с девелоперов социалку возникла при прошлой администрации города и успешно применяется до сих пор, отмечает «Деловой Петербург». По зданиям, возводимым силами застройщиков, возможны два варианта: город выкупит их или заберёт бесплатно. Решение зависит от первоначальных договорённостей, которые заключаются в индивидуальном порядке и зависят от площади жилого комплекса, различных взятых обязательств компаний по другим направлениям и заслуг перед городом (в топе — достройка долгостроев).
В конце июня рынку был представлен ещё один вариант: строительство социалки по схеме государственно–частного партнёрства. Речь идёт о школе на Кантемировской улице ГК «ПИК». Как пояснили «ДП» в комитете по инвестициям, пока что подписано соглашение о намерениях, концессия будет заключена по общей процедуре. Она предусматривает публикацию частной концессионной инициативы инвестора, ожидание возможных заявок конкурентов в течение 45 дней, а затем либо подписание соглашения (при отсутствии других предложений), либо проведение конкурса.
В планах «ПИК» — реконструкция существующего здания школы постройки 60–х годов прошлого века с возведением дополнительного корпуса. В ней появятся бассейн, зал–трансформер для физкультуры, а также двухъярусная библиотека–коворкинг. В компании считают ГЧП перспективной формой сотрудничества, но в Петербурге она практически не используется. Исключение — подписанные ещё в 2014 году соглашения по школам в Славянке. С тех пор профильное законодательство усовершенствовалось, банки заинтересовались такими сделками, появился опыт в регионах.
Однако в Петербурге бума концессий по соцобъектам до сих пор не случилось. Участники рынка связывают это с тем, что Смольный по максимуму старается загрузить социалкой застройщиков по давно испробованной схеме безвозмездного строительства. А вариант с концессиями представляется более сложным и менее выгодным для городского бюджета.
Тем не менее уже пару лет комитет по экономической политике и стратегическому планированию прорабатывает вопрос о создании нескольких десятков школ и детских садов по ГЧП. Весной в комитете сообщали, что помимо ГК «ПИК» переговоры ведутся с «Главстрой–СПб». По финансированию договариваются со Сбербанком и Газпромбанком. Интерес к таким проектам также проявлял ВЭБ, который строит школы по ГЧП по всей стране.
Однако использование ГЧП нарушает декларируемый властями принцип единых правил на рынке, по которому всех застройщиков обязуют строить в своих кварталах всё необходимое, отмечают эксперты «ДП». Специфика ГЧП–проектов в отношении соцобъектов в том, что чаще всего инвестор не заинтересован в функциональной эксплуатации. Это означает, что у него нет иного источника покрытия затрат, кроме как за счёт бюджета.
Основные преимущества ГЧП для государства — реализация социальной функции, возможность (в отличие от выкупа) не единовременной выплаты цены, а распределения платежей по годам реализации проекта, нахождение объекта соглашения в публичной собственности, контроль технического обслуживания, которое выполняет инвестор. Преимущества для инвестора — возможность окупить инвестиции и получить определённую прибыль, а для застройщиков это дополнительно способ закрыть потребность в создании соцобъектов, при этом за счёт государства.
К минусам ГЧП эксперты относят длительный срок предварительной проработки проекта. В том числе из–за длительного срока действия соглашения, наличия инвестиционной стадии и стадии техобслуживания — это более сложная модель.
На ГЧП для реализации соцобъектов обращают внимание и на федеральном уровне. В марте 2021 года вступили в силу поправки в госпрограмму «Развитие образования», по которым регионам будут предоставлять софинансирование на создание школ на основании концессий. Предполагаемая сумма федерального участия значительна — 235 млрд рублей.
И всё же, наиболее оптимальной в Петербурге, по мнению экспертов, является схема, когда город выкупает социальные объекты у застройщика. Правда, её практикуют нечасто, чаще девелоперы передают объекты безвозмездно.
«В Петербурге пока не сформулирован чёткий и прозрачный регламент, который регулировал бы правила передачи социалки, — цитирует издание одного из своих экспертов. — Необходим свод критериев, по которым можно определить: возможен ли выкуп объекта, при каких условиях, и можно ли их все соблюсти в конкретном проекте. Концессионные соглашения в разрезе соцобъектов почти не практикуются».