Управляющая компания «Старт Девелопмент» предложила правительству Петербурга в формате концессии построить метро до аэропорта Пулково и будущего города-спутника Южный. Если данное предложение примут, у Петербурга появится 7-8 новых станций и новые обязательства перед концессионером.
Отметим, что город-спутник «Южный» является одним из самых масштабных инвестиционных проектов жилищного строительства в России. Предполагается, что на площади 2 тыс. га должно быть построено около 4,3 млн кв. м жилья. В прошлом году, в рамках ПМЭФ-2018 было подписано трехстороннее соглашение о финансировании развития городской инфраструктуры на территории города-спутника. В том числе, обговаривалась возможность пустить в сторону Южного электричку, скоростной трамвай или аэроэкспресс. В итоге остановились на аэроэкспрессе, однако не случилось: не так давно город отменил уже объявленный конкурс на аэроэкспресс, а врио губернатора Александр Беглов заявил, что подобный проект Петербургу не по карману.
«Факт, что проблема развития метрополитена на юге города давно созрела, – рассказал «Фонтанке» бенефициар «Старт Девелопмента» Захар Смушкин. – Не мне вам говорить о пробках на Киевском шоссе, например. Мегаполис должен иметь и КАД, и аэроэкспресс к аэропорту, а метро должно развиваться не только радиально, но и линейно – чтобы добраться, в том числе и до Пулково, из любой точки Петербурга. Поэтому мы вышли с предложением к правительству Петербурга о концессии».
По мнению Захара Смушкина, окончательное решение по предложенной городу концессии может быть принято уже после выборов, хотя обсчитать рентабельность хорошо бы было до сентября…
Рентабельность — вопрос отдельный. Как известно, концептуально в городе рассматриваются два варианта транспортных концессий: с минимальным гарантированным доходом и c крупным капитальным грантом от города. В первом случае бюджет берет на себя относительно небольшую часть от затрат на строительство, зато готов делить с партнером риски по недостаточной окупаемости проекта. То есть, если пассажиропоток не позволит концессионеру собирать ежегодно заранее обговоренную сумму, за неблагодарных пассажиров доплатит государство. Так работает Западный скоростной диаметр, так ездит «Чижик» в Красногвардейском районе и так поедет, если поедет, скоростной трамвай из Купчино в Славянку.
По второй схеме город единовременно вкладывает значительную сумму в строительство, так называемый капитальный грант. После этого вопрос окупаемости — головная боль концессионера: город разве что может продлить срок действия концессии, если дела совсем плохи. Именно так намеревались тянуть в Пулково аэроэкспресс, — Смольный планировал выделить порядка 10 млрд. Однако проект с 15-летней историей обсуждения в итоге слетел с конкурса, а теперь и Александр Беглов в свойственной ему логике экономии добил идею. Так что пока что в Смольном ориентируются на первый вариант концессии.