Москва может привлечь частного инвестора к строительству Северо-Восточной хорды, которая пройдет от начала платной дороги Москва – Санкт-Петербург до МКАД на пересечении с Косинским шоссе, говорил в июле мэр столицы Сергей Собянин. Он назвал проект дорогостоящим и пообещал, что в ближайшие месяцы город объявит о сроках и принципах финансирования проекта.
Как сообщает газета «Ведомости», часть дороги может оплатить УК «Лидер». По словам гендиректора компании Анатолия Гавриленко, проект может быть реализован по аналогии с Северным дублером Кутузовского проспекта, но говорить о деталях еще рано. Северный дублер – первая концессия Москвы по созданию платной дороги со структурой УК «Лидер». По условиям конкурса все расходы на проектирование, строительство и эксплуатацию дороги берет на себя концессионер, который будет окупать инвестиции за счет платного проезда.
В мэрии Москвы обсуждается идея, что «Лидер» построит участок от Дмитровского до Ярославского шоссе вдоль Малого кольца железной дороги. Хорда станет продолжением платной магистрали Москва – Санкт-Петербург, трафик здесь предполагается высоким. «Лидер» может вложить 30–50 млрд рублей, но эти цифры предварительные, поскольку проектирование еще не завершено, говорят близкие к мэрии и «Лидеру» источники.
Северо-Восточная хорда – один из самых масштабных дорожных проектов московского правительства. Собянин сравнивал ее с Алабяно-Балтийским тоннелем – и по сложности, и по стоимости. По данным адресной инвестиционной программы, инвестиции в строительство хорды оцениваются в 135 млрд руб., уже потрачено более 70 млрд руб. Протяженность трассы составит 26,6 км.
«Логика московских властей понятна: денег в бюджете на завершение проекта нет, поэтому нужно привлечь инвестора», – рассуждает один из российских концессионеров. В зависимости от того, сколько денег привлечет «Лидер», и будут маневрировать власти: станет ли платной вся хорда или ее отдельные участки. «На месте города есть смысл постараться, чтобы «Лидер» вложил денег по максимуму, и дать ему возможность собирать деньги со всей хорды, –продолжает собеседник «Ведомостей». – В обратном случае инвестиции не отобьются».
Пока трасса далека от завершения. Частично готов первый участок новой магистрали – от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (строится с 2008 г., подрядчик – «Мостотрест»). Еще один участок – от Измайловского шоссе до Щелковского строит компания «Горизонт». В конце 2016 г. будут введены три сложных участка хорды – Бусиновская и Косинская развязки и участок от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов.
В ближайшие месяцы определится на торгах подрядчик на строительство участка от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе. Затем будет разыгран участок дороги от шоссе Энтузиастов до Косинской эстакады на МКАД. При этом остается самый спорный участок – Лосиный Остров. От того, разрешат ли там построить дорогу или придется строить тоннель, зависит стоимость проекта.
«Если исходить из стоимости на достройку всей хорды, например, около 60 млрд руб. без НДС, то для частной стороны без помощи государства проект не очень привлекателен: денег за проезд не хватит, чтобы инвестор окупил проект», – считает партнер PwC Дмитрий Ковалев. По его мнению, будет необходима помощь бюджета. Если инвестор будет нести риск за трафик полностью, он вряд ли пойдет в проект.
«У города много амбициозных проектов, а доходы будут сокращаться, поэтому важно завершить ключевые проекты. Вероятно, московские власти будут искать приемлемую форму концессии, с тем чтобы «Лидер» мог поскорее привлечь деньги, спроектировать и построить», – рассуждает близкий к мэрии источник.