Минэкономики предлагает правительству запретить строительство жилой и торговой недвижимости в зоне, прилегающей к ЦКАД, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на информационный источник среди федеральных чиновников.
Большая часть аргументов Минэкономики строится вокруг нежелания властей повторить на новой магистрали неудачный опыт МКАД: в министерстве предполагают, что чрезмерное строительство может стать причиной автомобильных заторов на пути к Москве. Грузовой транзитный транспорт будет использовать городские дороги столицы: это дискредитирует основные цели новой магистрали, одна из которых — смещение градостроительной активности на периферию Подмосковья.
В качестве альтернативы Минэкономики предлагает строить хордовые дороги регионального значения, вдоль которых могут размещаться предприятия и другие объекты, нуждающиеся в мощностях ЦКАД. Вопрос финансирования этой программы в самом министерстве называют предметом дальнейших обсуждений. Если идея Минэкономики будет поддержана, главной проблемой может стать недовольство собственников прилегающих к ЦКАД участков. В министерстве говорят, что все спорные моменты может разрешать подмосковное правительство.
Проект по созданию ЦКАД существует с 2001 года. Строительство дороги началось осенью 2015-го. Проект предусматривает создание трассы протяженностью 521 км. Дорога располагается на удалении 30-100 км от МКАД, основные строительные работы должны завершиться к октябрю 2018 года. По данным министерства, сейчас у ЦКАД предусмотрена реализация 29 крупных проектов. Самый масштабный — строительство целого города на 100 тыс. населения. В этот проект «Нордстар девелопмент» Максима Блажко обещает привлечь 575 млрд руб. Среди значимых проектов также логистический комплекс «Южные врата» (490 тыс. кв. м, инвестиции — 14,23 млрд руб., девелопер ООО «Склады 24″), складские комплексы PNK Group общей площадью более 500 тыс. кв. м и объемом инвестиций свыше 10 млрд руб.
В числе крупных собственников недвижимости у ЦКАД участники рынка называют ГК «Абсолют» Александра Светакова, Coalco Василия Анисимова, ПСН братьев Ананьевых, «МДК-Групп» Дмитрия Саблина, RDI Group Дмитрия Аксенова и структуры совладельца холдинга «Русское молоко» Василия Бойко-Великого. По словам гендиректора RDI Group Владимира Комара, компания рассматривает возможность строительства на своем участке в Наро-Фоминском районе промышленных складов и логистических центров. «Пока проекты по строительству жилья в таких отдаленных местах не выглядят коммерчески привлекательными, но в дальнейшем развитие промышленных комплексов, возможно, потребует дополнительной инфраструктуры, в том числе торговых точек и квартир»,— отмечает он.
Гендиректор «Гео Девелопмент» Максим Лещев сомневается в целесообразности предлагаемых чиновниками ограничений: строительство коммерческой недвижимости, напротив, способствовало бы развитию периферийных районов. Партнер Knight Frank Вячеслав Холопов считает, что стоимость участков у ЦКАД вырастет в среднем на 20%. «Но на каких-то участках и на 100-200-300%»,— рассуждает он.
Мораторий на застройку у ЦКАД — не первая попытка ограничить строительный хаос в Подмосковье. В начале 2016 года губернатор области Андрей Воробьев заявлял о заморозке новых проектов в Химках, Балашихе и Королеве. Предполагалось, что власти будут согласовывать только строительство объектов, предусматривающих создание новых рабочих мест.